Большое небо над Плеханово
Три французских вертолета «Eurocopter», стоящие в цехе компании «ЮТэйрИнжиниринг», на первый взгляд, производят впечатление игрушечных — компактные, невысокие, да еще ярко-желтого цвета. И комплектуют их, словно модельки, прямо тут.
Слесари компании, наверняка, в детстве не боялись разбирать свои игрушки — сейчас им приходится работать с моделями побольше. Ладно собрать новую машину — к ней прилагается инструкция. Но разложить до малейшей детали вертолет, отлетавший полторы-три тысячи часов, заменить износившиеся узлы, а потом собрать так, чтобы он полетел снова, — для этого требуется какое-то особое вдохновение.
Слесарь Илья Истомин еще больше сгущает краски. В агрегатном цехе он собирает карданный вал и нанизывает на металлическую проволоку одинаковые на вид гайки. На самом деле, они пронумерованы, и недопустимо, подчеркивает Илья, чтобы какая-то из них «встала не туда».
— А если перепутаете, вертолет не полетит?
— Да я не перепутаю! — возмущается, а потом вдруг улыбается во весь рот молодой слесарь. — Детали похожи, и вертолет, скорее всего, полетит, но инструкция есть инструкция — нарушать ее нельзя.
Андрей Важенин собирает за соседним столом рулевой винт.
— Не остается ли лишних деталей после сборки? — спрашиваю его.
Он смеется: — Главное — ничего лишнего не добавить. А детали связаны одна с другой, так что пропустить какой-то элемент просто не получится!
Основные навыки по сборке получаешь за два-три месяца, рассказывает Андрей, а потом за многолетнюю практику узнаешь нюансы. Он работает на заводе с 1991 года, а прямо сейчас консультирует бригаду слесарей, прилетевших на практику из Алма-Аты.
География работ компании простирается от Ямала до юга Африки. Туда, где нет собственных пунктов обслуживания, вылетают тюменские авиатехники, занимаются ежедневной подготовкой машин, плановым ремонтом. Трудятся сменами по пятнадцать суток. А в Тюмени производят капитальный ремонт вертолетов. В прошлом году выполнено 69 таких циклов.
Машины, дожидающиеся своей очереди, стоят на летно-испытательном полигоне — некоторые без обтекателей, лопастей, хвостов. А вдалеке сверкает свежей красно-черной расцветкой готовый к взлету, отремонтированный Ми-8. Приближаться к нему и фотографировать нельзя. Он так и остается на горизонте недосягаемой мечтой о полетах, выси и преодоленных пространствах.
Этот вертолет вышел из цеха N 1 компании. Здесь сначала разбирают, а затем собирают воедино отремонтированные детали крылатых машин. Сложное оборудование возвращается из агрегатного и аэрорадиоэлектронного цехов, фюзеляж — с участков мойки, покраски и клепки. Между участками пустые корпуса вертолетов на шасси перемещаются силами рабочих.
Сборочный цех заполнен машинами и людьми — негде приземлиться. В два ряда стоят шесть вертолетов с раскрытыми трюмами, в стороне лежит хвостовая балка одного из них.
Начальник цеха Руслан Гиматдинов рассказывает, что за последний год значительно увеличилось количество заказов на ремонт. Соответственно, выросло число рабочих — уже есть две бригады клепальщиков, планируется набор маляров и мойщиков.
После ремонта вертолет отправляется на летное поле, где проходит испытания, получает сертификат готовности, а затем возвращается заказчику.
Как раз таких испытаний ожидают сейчас французские машины, с которых мы начали экскурсию. И хотя полетов не увидели — на вертолетах даже нет пока лопастей, — работники цеха побаловали нас своими авиа-историями. О том, как участвовали в Нижнем Новгороде в съемках фильма с американской актрисой Анжелиной Джоли. Или о том, как тяжко приходится работникам московского авиатакси, обязанным выходить на связь с диспетчером каждые три-пять минут.
И мы, забежавшие на часок, впечатленные огромными агрегатами и встретившиеся с людьми, в глазах которых отражается небо, тоже напитались воздушной романтикой, хоть в действии ни одну машину так и не увидели. В следующий раз!
***
фото: Илья Истомин;Ремонт фюзеляжа;Андрей Важенин;«Скоро полетит!»