Память малой вместимости
Нет объяснения и никакого оправдания этому поступку, пишет студентка второго курса Тюменского нефтегазового университета Дарья Сушинских. Это о том, что случилось в ночь на 22 февраля сего года около областного военкомата.
Неизвестный (таким он остается и до сих пор, спустя две недели) изрезал плакаты с портретами ветеранов Великой Отечественной войны, вывешенные у областного военкомата. Злоумышленник попал в поле зрения камеры наружного наблюдения: небольшого роста, в темной одежде, телосложения не крупного — кажется, что довольно молодой. Вполне возможно, что немногим старше (или чуть младше) тех же студентов второго курса Нефтегаза. Поэтому нам было важно услышать именно их мнение о ночном беспределе на улице Ленина.
Респондентами стали обучающиеся по специальности «связь с общественностью», которым по 18-19 лет. Они написали о том, что думают о неизвестном вандале; о тех, кто безразлично проехал и прошел мимо, не остановив его; о том, что с этим со всем можно сделать… Если можно, конечно.
Валентина Бордун:
«Странное какое-то в России отношение к ветеранам. Часто можно услышать по радио, увидеть по телевизору и прочитать в газете: «подростки замучили ветерана до смерти из-за пенсии», «внук выгоняет собственную бабушку, ветерана Великой Отечественной войны, из ее же квартиры», «родственники отбирают имущество у ветерана»…
С каждым днем темп нашей жизни увеличивается — с развитием технологий, с постоянно меняющейся политической ситуацией в стране… Как следствие — мы забываем прошлое. Нужно столько всего упомнить, что памяти не хватает, как у компьютера. Старые «файлы» стираются за ненадобностью. Потому что их не используем, к ним не обращаемся. Вот и получается, что общество с малой вместимостью памяти плодит таких моральных уродов, которые творят безобразия на улицах нашего города».
Анастасия Меришан:
«Этот парень ничем не отличается от тех, кто грабит и убивает наших ветеранов за гроши, потому что его поступок, по моему мнению, — такое же преступление. Я задаюсь вопросом: почему так происходит? Может, он психически неуравновешен, или родители плохо воспитали его, не рассказали в детстве, что плохо, а что хорошо? Во всяком случае, этот парень должен ответить за свой поступок и понести достойное наказание».
Денис Добровольский:
«… Может, кто-то скажет: это же просто снимки! Нет, это не просто снимки. Это наша память, наша гордость».
Ксения Столбова:
«Людей, которые молча, наблюдали за всем этим действом, я тоже понять не в силах. Неужели в душе ничего не ёкнуло? Страшно становится за такое поколение».
Анна Шевелева:
«Если честно, я ничуть не удивилась. Потому что для многих людей подобное стало нормой. Никому нет никакого дела до происходящего вокруг. Каждый привык заботиться лишь о своей шкуре, к сожалению. Большинство людей просто не понимают, насколько свободно они живут, насколько легко им дышится, не понимают, благодаря кому такое чистое небо над их головами. Люди не задумываются об этом, пока беда не коснется их самих. Только тогда, возможно, они начнут осознавать и ценить то, что есть, и то, что было. Многие до сих пор не понимают, что без прошлого нет настоящего, будущего…»
Екатерина Орлова:
«Я, как обычный человек, тем более девушка, ночью совсем бы не хотела читать мораль такому вот неадекватному человеку. Вызвать полицию?.. Хорошо, если за соучастие не посадят, не разобравшись! Да и проходить свидетелем по делу мало кому улыбается. Вдруг этого сумасшедшего отпустят, потому что у него папа или мама влиятельные люди? А он потом из мести возьмет и покалечит где-нибудь в подворотне. И никто за это не ответит. Так что, думаю, проблема не в людях, а в порядках, за которыми и следить-то некому».
Алексей Анохин:
«В любом случае, об этом происшествии нельзя умалчивать, и надо постараться найти и привлечь вандала к ответственности. Виноват, конечно, не он один. Те люди, что видели человека, разрезающего плакаты, но проехали мимо, автоматически берут на себя долю ответственности за этот инцидент. Может быть, глупо бросаться на человека с ножом в руке. Но позвонить в полицию или выследить вандала можно было бы…»
Надежда Нестерова:
«… Нет оправдания и нет прощения. Я считаю, что это было сделано не умышленно, а просто так — от нечего делать. Это все говорит о том, что молодое поколение не понимает, не ценит заслуги ветеранов. А 9-е Мая воспринимает как дополнительный выходной».
Ксения Склюева:
«Стыдно должно быть всем! За свое безразличие ко всему на свете! Почему никто не сделал попытки позвонить в полицию? Потому что это было бы бесполезно, так как наша полиция не обратила бы внимания на подобную мелочь, да и если бы обратила, то не смогла бы ничего сделать против преступника. А надо ужесточать наказания за подобные деяния, чтобы никому неповадно было!»
Признаться, я боялась найти на листочках, исписанных студентами, оправдание ночному вандалу. Или равнодушную отписку. Нашлись же среди интернет-пользователей умники, которые посчитали своим долгом высказаться по поводу «невеликой культурной ценности баннеров»: дескать, и ошибки орфографические на них есть, и качество-то могло быть лучше…
К счастью, напрасно боялась. Студенты в своей оценке были единодушны. Но только — что же дальше?
P. S. Руководитель управы Центрального округа Валерий Борисов говорит, что у специалистов оперативно-розыскной части УМВД не получилось рассмотреть как следует вандала. На видеозаписи он слишком далеко — снимала камера офиса, который находится через дорогу от военкомата. Вдоль забора самого военкомата (объекта, по сути, режимного) камер, почему-то, нет.
Знал ли об этом злоумышленник или просто плевал на все — уже не узнать. Или узнать? Сотрудники управы решили не подавать официального заявления в полицию — дело-то заведомо провальное. Однако Валерий Борисов заверяет, что ситуация под контролем, правоохранители обо всем знают и о ночном происшествии не забывают…
***
фото: Испорченные плакаты с портретами ветеранов Великой Отечественной войны утром 22 февраля.