Железнодорожные полицейские
В коридорах линейного отдела полиции на станции Тюмень — многолюдно. Люди в форме спешат по своим делам, хлопают дверями кабинетов, ищут кого-то, успевают перекинуться парой слов со знакомыми.
— Костя, привет! Как дела? — Хорошо! Сын у меня родился 18-го числа!
— Да ты что?! Поздравляю! Инспектор отделения охраны общественного порядка Константин Прокопьев, не дослушав, убегает вниз по лестнице.
Сын, да еще 18-го февраля — в день транспортной милиции! Наверное, это лучший подарок для семьи Прокопьевых, где и муж, и жена Анастасия — сотрудники линейного отдела.
Но праздники праздниками, а жизнь продолжается. И правонарушения, увы, тоже. Одна из проблем, с которой столкнулась линейная полиция, — в прошлом году на 15 процентов увеличилось количество краж личного имущества в поездах и на вокзалах.
— При этом в сопровождаемых нами поездах произошло всего четыре кражи, — говорит начальник тюменского линейного отдела полиции, подполковник Алексей Салтыков. — Динамика налицо — большая доля преступлений происходит в поездах, где нет нашего патруля! Но мы не можем обеспечить сопровождение каждого состава! Штат отдела — 343 человека вместе с тыловыми службами. А специальная рота ППС — 36. Они выходят работать на сутки через трое…
Вот, например, за прошедшие 24 часа мы сопроводили пять пассажирских и один электропоезд. В основном, патрули отправляем на северные направления, куда ездят вахтовики.
Салтыков сверяется с бумагами. И добавляет, что проблема с нехваткой кадров, конечно, есть, но нельзя сказать, что ситуация — критическая. Справляются теми силами, которые есть.
Крадут не только нечистые на руку пассажиры. Работы полицейским зачастую прибавляют проводники. По словам Алексея Салтыкова, в 2011 году возбуждены три уголовных дела, в которых фигурирует этот «обслуживающий персонал».
Так, был случай, когда проводница поезда Новый Уренгой — Москва, обнаружившая на опустевшей полке барсетку со 116-ю тысячами рублей, не сообщила начальнику поезда о своей находке, а деньги решила оставить себе. Но потратить их не успела — рассеянный пассажир вовремя спохватился о пропаже, проводницу нашли и разоблачили, когда поезд добрался до Тобольска. Женщина признала свою вину, поэтому в качестве меры пресечения для нее избрали подписку о невыезде…
Чтобы таких происшествий было как можно меньше, в линейном отделе запланировали выезды и встречи с руководством нашего резерва проводников, а также Уфимского и Московского, профилактические беседы.
— Кстати, провозить алкоголь проводники стали реже, — замечает Алексей Салтыков.
— Но пьяных в поездах по-прежнему много?
— Да, это главная проблема, которую поднимают люди на «часах пассажира»…
Подполковник снова сетует на невозможность сопровождать все поезда. Это стараются компенсировать профилактическими мерами. Так, на вокзале между сообщениями о времени прибытия и отправления поездов по громкой связи повторяют прописные истины, которыми, тем не менее, многие привычно пренебрегают — «не доверяйте багаж незнакомым людям, не оставляйте вещи без присмотра»…
Снабженный ценными указаниями, народ выходит на перрон.
Мы стоим здесь с Юрием Кручининым, заместителем командира отдельной роты ППС. Перекрикивая гудки тепловозов, он рассказывает, что несколько минут назад на перроне задержали подозреваемого в краже пяти тысяч рублей и сотового телефона.
Но чаще здесь случаются происшествия, которые в сводках фигурируют как «иные». Люди толпами перебегают через пути прямо перед самым поездом. На наших глазах старший инспектор Елена Плехова и старшина Андрей Паленко остановили женщину с маленьким ребенком. Попросили пройти в отделение.
— Да вы издеваетесь? Уберите руки, отпустите, нам идти надо!
Агрессивную женщину отпустили. Но не успела она скрыться в дверях с табличкой «выход в город», как появилась другая. В каждой руке — по сумке, а рядом девочка лет пяти с трудом перешагивает через рельсы. Секунды не прошло — на первом пути, в нескольких метрах он них, появился состав.
— Куда?! — закричали в один голос Кручинин и Прокопьев (тот самый, что сам недавно стал отцом). Побежали, схватили ребенка на руки и успели вытолкнуть девочку и женщину на перрон за несколько секунд до того, как промчался поезд.
— Вы спрашивали об опасности, о сложных ситуациях на работе, вот вам — пожалуйста, — взволнованно, еще не остыв после бега, говорит Константин Прокопьев.
Тем временем Елена Плехова и Андрей Паленко уводят группу пассажиров, только что сигавших через рельсы, — выписывать штрафы и читать мораль. Хотя у Елены Михайловны и других сотрудников отдела по работе с несовершеннолетними хватает и иных забот, кроме как наставлять на пусть истинный, в обход рельс, взрослых людей. Недавно, например, провели акцию по профилактике преступности среди несовершеннолетних. За десять дней задержали 28 безнадзорных подростков, еще 19 — за административные правонарушения. Плюс двух, убежавших из дома.
17-летнего парня и девушку на год моложе сняли с поезда Нижневартовск — Екатеринбург. После конфликта с родителями они решили вместе бежать из северного города в столицу Урала, снять там комнату и работать. Тайком взяли у родителей деньги «на первое время» (26 тысяч рублей), купили билеты. Но далеко уехать не удалось.
Молодых людей, которые так торопились повзрослеть, сняли с поезда и, после беседы с психологом в центре социальной помощи, передали родителям.
… Создается впечатление, что профилактика — главное, на что сейчас делают упор в линейном отделе полиции.
Кстати, поддерживать порядок на железнодорожном вокзале полицейским помогают сотрудники Сибирского отряда ВОХР и частного охранного предприятия «Содружество ветеранов Вооруженных сил».
***
фото: Женщину с маленькой девочкой успели вытолкнуть на перрон за несколько секунд до прохождения поезда;Начальник тюменского линейного отдела полиции, подполковник Алексей Салтыков;Инспектор отделения охраны общественного порядка Константин Прокопьев;Проверка документов.