X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Взрослые игры с металлом

В токарном цехе Института промышленных технологий и инжиниринга Тюменского нефтегазового университета обстановка, как на заводе: десяток станков, из которых струится стружка, учащиеся — в спецовках и защитных очках.

Данил Кибанов вытачивает из шестигранной заготовки болт. Сверяется с паспортом изделия, запускает станок, с напряжением следит, как срезается верхний слой металла, после тщательно измеряет диаметр детали. В неспешности, с которой второкурсник производит эти действия, видны его усердие, желание, чтобы все было сделано правильно.

Мастер Ольга Гаранина говорит: чтобы молодой человек вошел во вкус токарного дела, требуется время. Задача мастеров — не только научить, но и заинтересовать подопечных. Бывает, что девятиклассники целенаправленно приходят учиться на станочника, но, как правило, большинство из них не представляют, что это за профессия: хоть ты обложись учебниками, толком не поймешь. Поэтому самое интересное для них наступает с началом практики.

— Мы им все показываем. Как включать станок, как вставлять в него заготовку… И когда они сделают все своими руками и буквально из ничего получится необходимая деталь, — ребята счастливы, глаза сияют! — говорит Ольга Никитична.

Когда речь заходит о более сложных изделиях, Данил Кибанов заметно оживляется:

— Конечно, есть детали интереснее болта! Например, во фрезерном цехе мы делаем настоящие головоломки, сувениры…

Кроме мастеров, ярким примером для будущих специалистов служит механик Юрий Ниязов — «помощник номер один», занимающийся ремонтом и отладкой оборудования. Он появляется в цехе, чтобы подтянуть на одном из станков разболтавшийся патрон — и бросается в глаза разница между осторожными, аккуратными действиями учащихся и стремительным, хозяйским обращением с техникой Ниязова.

— Почему оборотов мало? — громким голосом спрашивает он у ребят, и выставляет нужное количество. Притихшие учащиеся внимательно следят за его движениями.

… Они могут получить здесь две квалификации: станочник широкого профиля и оператор станков с ЧПУ. Впрочем, одногруппник Данила Юрий Кожевин отмечает, что своим рукам доверяет больше, чем программе, тем более что к середине второго курса набрался опыта, привык к станку.

Ольга Гаранина считает: главное — учащиеся получают в институте готовую профессию. Возможно, не все из них пойдут на завод, но знания эти пригодятся на любом предприятии, где работают с металлом.

Гаранина и Валентина Волкова (мастер фрезерного цеха) сами когда-то работали на крупных заводах. Первая учит молодых станочников 12 лет, вторая — 44. Кстати, еще в 1979 году Волкова получила звание «Заслуженный мастер профессионально-технического образования».

Валентина Алексеевна отмечает, что с годами ухудшается качество подготовки школьников — и по предметам, и в плане физической формы. Скажем, чтобы затянуть тиски, им уже требуется рычаг большей длины. И соглашается с коллегой, что на практических занятиях появляется осознанное восприятие профессии.

Д

Для Романа Петрова и тиски, и работа с металлом — не проблема. Он рассказывает, что с детсадовского возраста помогал деду с ремонтом автомобиля, и общение с техникой для него привычно. Планирует продолжить обучение и стать инженером-технологом.

Директор института Валерий Пивень сообщил, что одно из преимуществ института — многоуровневый характер образования. Выпускник с начальным или средним профессиональным образованием может продолжить обучение на более высокой ступени, а студент вуза, в свою очередь, на практических занятиях получает рабочую специальность.

— На большинстве крупных предприятий молодой сотрудник начинает с работы на станке, и лишь затем становится инженером. Наши студенты оказываются подготовленными к этому, — сказал Валерий Васильевич.

Институт промышленных технологий и инжиниринга ТюмГНГУ на прошедшем недавно заседании президиума областного правительства назвали базовым образовательным учреждением для машиностроительной отрасли.

— А мы всегда и были кузницей кадров! — говорит Пивень. — Почти все специальности института, так или иначе, касаются машиностроения.

Так, будущие инженеры-технологи станут разрабатывать программы для станков с ЧПУ. Мы встречаем четверокурсников на занятии молодого аспиранта Игоря Соловьева. В группе одна девушка — Надежда Хайдукова. Она говорит мне, что тоже в свое время проходила практику в цехах института и готова в случае чего встать за станок. Валерий Пивень добавляет, что для девушек всегда есть возможность устроиться в технический отдел, работать с документами — там специальные знания тоже нужны. А вообще, говорит он, с развитием производства, появлением станков с ЧПУ работа на заводе стала «в чем-то интеллигентной».

… Сегодня — День открытых дверей в институте. Со всем, что увидели мы — готовыми деталями, разложенными на столах, металлической стружкой, добрыми улыбками мастеров, встретятся абитуриенты. И у станков обязательно появятся новые любознательные молодые люди. Так ли уже плохо быть рабочим высокой квалификации, который нужен везде?

***
фото: Данил Кибанов сосредоточен;мастер Ольга Гаранина помогает Юрию Кожевину;механик Юрий Ниязов;будущий инженер-технолог Надежда Хайдукова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта