Ожившие фрески театра «Граффити»
Работу танцоров можно сравнить с мастерством художника. Танец — та же картина, только живая и динамичная.
— Знакомый художник сказал мне, что искусство танца гораздо сложнее живописи. Он работает кистью и красками, а мой материал — иной, совсем непредсказуемый. Это пластика человека, движения, эмоции… Прежде чем создавать композицию, необходимо подготовить ребенка. Работать над координацией движений, растягивать связки. Танцор начинает творить не сразу, а только спустя несколько лет усиленных тренировок, — рассказывает Лиана Политова, руководитель театра танца «Граффити».
Она работает с детьми от трех до девяти лет. Учит их азам современной хореографии, балета, хип-хопа, танцам в стиле джазмодерн.
В ее школу приходят самые разные дети. У кого-то уже есть задатки и талант, кто-то добивается успеха упорством. В этом маленьком театре всегда найдется место для каждого желающего. Очень многое зависит от художника — режиссера и постановщика Лианы Зуфаровны.
НЕ ОБМАНЫВАЙТЕ СЕБЯ
Лиана родилась в северном городе Нефтеюганске. С детства любила танцевать, мечтала стать балериной. Занималась в танцевальной студии, но так и не решилась подать документы в Тюменскую академию культуры, искусств и социальных технологий. После школы поступила на биологический факультет Тюменского госуниверситета.
— Никогда себя не обманывайте — у вас все равно не получится обмануть! Мне повезло: Светлана Павловна Скосырская заметила меня, пригласила работать в свой театр танца «Артформ». Там я получила большой актерский опыт, сама ставила спектакли, — рассказывает Лиана Зуфаровна.
Работа в «Артформе» добавила уверенности в себе. В 2001 году Лиана Зуфаровна переехала в Екатеринбург, поступила в театральный институт на отделение пластического театра. Получив диплом, два года жила в Москве, училась мастерству у известного актера пантомимы Ильи Рутберга.
В 2008 году она создала в Тюмени свою студию танца под названием «Граффити». Студия сначала квартировала в детско-юношеском центре «Пламя» на улице 30 лет Победы. Родители со всего микрорайона приводили к молодому специалисту своих детей — трехлетних девочек. По словам Политовой, это самый хороший возраст для будущих танцовщиц. В три года уже можно увидеть задатки ребенка, распознать в маленьком человеке будущего актера.
— У меня подрастает сын Ярослав. Ему сейчас три с половиной. Он тоже занимается в моей школе. Подвижный, артистичный, пластичный мальчик!.. Посмотрите на этих детей. Кажется, что они дурачатся, но на самом деле для них очень важно, что их замечают, хвалят. С каждым годом их любовь к танцу крепнет, становится серьезнее, — говорит учительница.
Сейчас мы на ее занятии, которое проходит по нынешнему адресу «Граффити» — на улице Николая Гондатти.
— Посмотрите, как я могу! — перебила наш разговор восьмилетняя Даша Киреева.
Девочка сделала колесо на одной руке. Засмеялась и побежала к своим подругам. Юные актрисы громко разговаривают, хохочут, бегают друг за другом по залу, ходят на руках, кривляются перед зеркалами… Учительница улыбается и вздыхает.
— Чтобы стать хорошим преподавателем, надо любить детей. Тогда сложности не замечаются, — говорит она.
МАЛЕНЬКИЕ ФАРАОНЫ
На новые постановки режиссера вдохновляют фильмы, картины, книги. В любом танце должны быть сюжет, образ, драматургия. Пусть это будут кошки, которые охотятся за мышонком, или яркие птицы, которые полетели на юг!
Самая любимая постановка Лианы Зуфаровны — «Египетские фрески» — родилась из необычных картин древних художников. Однажды учительница принесла на занятие книги по истории с красочными иллюстрациями. Долго девочки рассматривали фараонов и жрецов, фантазировали и создавали свои фрески.
— Загадочные картины разбудили мое воображение. Наш дизайнер помог создать интересные костюмы, а портниха воплотила задумки художника в жизнь, — рассказывает Лиана Зуфаровна.
Маленькие фараоны в ярких одеждах окружили меня. Хвастаются блестящими медалями. Это копии золотой медали, которую танцоры завоевали на международном конкурсе «Гордость нации». В конце марта он собрал в Москве юных артистов из России и ближнего зарубежья. Работу театра оценивало звездное жюри: Борис Грачевский, Александр Песков, Пьер Нарцисс, Вячеслав Зайцев… Организаторы конкурса пригласили тюменский коллектив приехать летом в Турции на второй тур фестиваля.
— К сожалению, нас не поддержали. Денег на поездку требуется много — около тридцати тысяч на двоих, то есть ребенка и сопровождающих его маму или папу. В коллективе — 15 человек. Будем искать спонсоров… Очень хочется участвовать в таких фестивалях. Это ведь и наша победа, — сказала мне Елена Кремсал, мама семилетней Саши.
Александра подбежала к маме и шепнула ей что-то на ушко. Елена Николаевна подмигнула дочери и похлопала по спине. Девочка сделала колесо и села на шпагат. Это ее любимые танцевальные элементы.
— Дети нас заразили танцами. Так хочется вместе с ними пойти на тренировку. Некоторые мамы тоже записались в танцевальные студии. В современной жизни мы очень мало двигаемся, — говорит Ольга Рождественская, мама трехлетней Кати.
Катя еще не определилась, кем хочет стать. Может быть, врачом, а может, учителем. Рано еще об этом думать.
— Мне не важны победы и награды. Я хочу добиться другого: чтобы дети были здоровы и стремились к самосовершенствованию, — говорит Лиана Зуфаровна.
… Скоро она уйдет в декретный отпуск и займется воспитанием второго ребенка. Но за свой коллектив учительница не переживает: в «Граффити» работают еще три молодых педагога, которые готовы заменить Лиану Зуфаровну. Она доверяет своим коллегам: один из них учился в Москве, два других преподавателя готовятся к поступлению в академию культуры, искусств и социальных технологий.
— Но все равно буду навещать моих девочек, — говорит Лиана Политова.
Может быть, во время ухода за ребенком маму посетит какая-нибудь интересная идея для постановки или даже целого спектакля? Ведь малыши не только плачут и капризничают, но и вдохновляют своих родителей.
***
фото: Лиана Политова;Репетиция в самом разгаре;Маленький фараон Александра Кремсал