X

  • 17 Декабрь
  • 2024 года
  • № 139
  • 5638

Как вдохновляет улыбка дирижера

Во французском фильме «Хористы» учитель музыки, устроившись работать в интернат для трудных подростков, сталкивается с обозленными на весь мир детьми. Добродушный музыкант было отчаялся, пока не нашел записи давно сочиненных им музыкальных произведений и не решил создать в интернате хор…

И это стало исцеляющим бальзамом для недоверчивых и агрессивных подростков. Плечом к плечу пели уже любознательные, старательные и улыбчивые дети. Это можно объяснить волшебной силой музыки, но из головы не выходит словосочетание — плечом к плечу. Почему люди издавна поют хором и не перестают до сих пор? С таким вопросом я отправилась на кафедру хорового дирижирования Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий.

Валентина Петрова, заведующая кафедрой, пригласила меня на репетицию. Студенты на дисциплине «музыкальный театр» ставят оперу.

На репетицию мы подошли как раз, когда Валентина Викторовна… отчитывала студентов за неряшливые костюмы.

— Ну как их фотографировать в таком виде, вы посмотрите на них — как оборванцы! Нельзя фотографировать! — бескомпромиссно сказала Петрова. И отправила нас со всеми нашими вопросами к Ирине Бибеевой, хормейстеру академического хора академии.

Наверное, стоило предвидеть, что идем в обитель музыки и театра, где не может быть все просто, где царят импровизация и постоянное стремление к красоте и совершенству.

Но… Бибеева уговорила Валентину Викторовну разрешить нам фотографировать.

Галя Безбородова

Терпеливо жду окончания репетиции, чтобы после чего еще раз напроситься на разговор о хоровом пении. Робко присаживаюсь сбоку от дирижера и боковым зрением вижу ее эмоции. Студенты, видимо, тоже что-то почувствовали — первые сцены получаются не сразу. Валентина Викторовна несколько раз останавливает хор и делает замечания. Студенты снова начинают петь, и я слышу совершенно другое звучание. Валентина Викторовна одобрительно кивает.

Еще пара строгих замечаний дирижера, и вскоре я вижу на лице Петровой улыбку. Впрочем, я и сама улыбаюсь. С того момента, как на сцену выскакивает главный герой оперы — озорной Кот в сапогах — напряжение рассеивается. Кот в исполнении первокурсницы Даши Кулаковой раскован, улыбчив, а главное — у него дивный голос. Позже Даша скажет мне, что ее голос называется «драматическим сопрано».

Кот Даша мяукает, ластится, умеет по-кошачьи повести носом. (Позже исполнительница главной партии призналась, что играть и петь — вдвойне сложно).

Солистов сменяет женский хор. Кульминацией становится появление мужчины — здесь он, увы, Людоед. Его мощный бас, наверное, был слышен на весь коридор. И создать образ ему удалось лучше всех: на лицо спадают длинные, густые волосы, одежда разодрана, в руках дубинка. Вот на кого стоит равняться остальным студентам при создании костюмов!

Галя Безбородова

Девушки поют сольно, потом их голоса сливаются в хоре, и рождается новый звук…

Происходящее на сцене увлекло меня, и я давно уже не смотрю на дирижера — человека, сидящего к зрителям спиной, но управляющего теми голосами, что нас завораживают. Валентина Викторовна все так же перед сценой, перед ней ноты, на ее лице — улыбка. Мы встречаемся глазами, она продолжает улыбаться, берет меня за руку и соглашается рассказать, почему люди поют в хоре, почему поют хором?

Но об этом — в следующей публикации из академии культуры, искусств и социальных технологий.

***
фото: Студенты за декорациями;Анна Шульгина поет арию Маркиза;Валентина Викторовна

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта