Ушел музыкант, но живет оркестр, который он создал
Как рождается музыка? Наверное, долгими ночами за маленьким письменным столом. В тишине, под тусклым светом настольной лампы…
Так работал Леонид Беззубов, основатель первого в Тюмени и области оркестра русских народных инструментов. Просил домашних соблюдать тишину и не входить в его кабинет. Галя, дочь Леонида Федоровича, не могла удержаться и украдкой наблюдала за работой отца. Для нее это было каким-то магическим, волшебным действом.
— Папа расписывал ноты для каждого инструмента, даже не притрагиваясь к ним. Музыка звучала в его голове. И сейчас партитуры отца хранятся у нас дома: толстые нотные тетради. Много раз ко мне обращались, просили продать. Писать партитуры — сложно, поэтому и стоят они дорого. Но нет… Не продаю, — рассказывает Галина Логачева-Беззубова.
После бессонной ночи Леонид Федорович шел на репетиции оркестра в училище искусств. Сонный, уставший, взъерошенный, но всегда веселый. Следом за ним бежала маленькая Галя. Когда музыканты настраивали инструменты, девочка заползала под гусли, рассаживала кукол, устраивалась поудобнее. Внимательно наблюдала за папой, рисовала его портреты.
— Да, мои первые детские рисунки — отец за дирижерским пультом, — улыбается Галина Леонидовна. — Вот такое у меня музыкальное детство — то под гуслями, то под роялем! Но все-таки чаще — на папиных руках. Он нас с братом Борисом очень любил…
Ничуть не меньше Леонид Федорович любил еще одно свое детище — оркестр народных инструментов, который появился на свет в 1960 году. Создать такой коллектив в родном городе было давней мечтой Беззубова. Он приехал в Тюмень в 1959-м после окончания Свердловского музыкального училища. Стал приглашать к себе юных балалаечников, домристов, баянистов, учил их мастерству коллективной игры. За несколько месяцев собрал больше сотни музыкантов.
Первый большой концерт оркестра состоялся 25 апреля 1960 года на сцене тюменского драмтеатра.
В 1961-м Беззубов впервые отправляется вместе с музыкантами на гастроли в Москву. Из столицы коллектив привез почетную грамоту, подписанную самим Дмитрием Шостаковичем. Позже музыканты побывали в Ташкенте, Чите, даже в Югославии. Встречались с народной артисткой СССР Людмилой Зыкиной, руководителем Государственного оркестра имени Осипова Николаем Калининым, солистом миланской оперы «Ла Скала» Мауро Аугустини…
Вот такое интересное детство было у тюменского оркестра! Леонид Беззубов отдавал ему все свое время, искал деньги на покупку инструментов, приглашал в оркестр коллег из Свердловска. Не жалел здоровья, работал до последнего дня жизни.
— Леонид Федорович умер в 1991 году на моих руках. Ноги у него больные были… Но несмотря на это, он ходил на репетиции, давал концерты, писал партитуры. Как же он не хотел расставаться с музыкой! — вспоминает Лилия Игнатьевна, вдова музыканта.
В этом году Леониду Беззубову исполнилось бы 75 лет. Его любимый оркестр русских народных инструментов, продолжает развиваться. Более сорока лет им руководит Александр Андрюшкин, заслуженный работник культуры, лауреат премии министерства культуры «Душа России». Также к дирижерскому пульту подходят заслуженные работники культуры Вячеслав Кан, Лев Волков — лучшие друзья Леонида Федоровича.
— Культура Тюмени в 1960-е годы была на невысоком уровне. Мой отец вместе с друзьями сделали великое дело — практически с нуля подняли музыкальное искусство, — говорит Галина Леонидовна.
В субботний вечер на концерте оркестра, который прошел в колледже искусств, она не захотела выходить на сцену. И так говорилось много добрых слов об ее отце. Галина Леонидовна сидела в зале вместе с матерью и братом, рядом с первыми участниками оркестра, учениками колледжа, преподавателями музыкальных школ, друзьями Беззубова.
Мы наслаждались музыкой — за два с половиной часа прозвучали произведения Евгения Светланова, Исаака Дунаевского, Павла Куликова, Андреа Биксио, Имре Кальмана… Я еще раз удивилась, насколько широки возможности оркестра народных инструментов. Он может отправить нас в старенькую деревню, где поют петухи, и журчит ручеек. А может взволновать классическим произведением до мурашек, до дрожи в коленках.
Но вот что удивило меня больше всего: оказывается, на трехструнной балалайке можно сыграть не только «Калинку-малинку», но и настоящий рок-н-ролл! Так экспериментируют с инструментом молодые музыканты. Ученики колледжа искусств подключают балалайки к проводам и виртуозно исполняют современные рок-композиции.
Странно, но молодежь об этом не знает, не хочет учиться игре на балалайке, домре, баяне. Мол, это все скучно и старомодно!
Жаль, что в субботу в зрительном зале было мало молодых ребят — может, они бы пересмотрели свои взгляды на современное искусство?
***
фото: Баянист Сергей Окороков – солист оркестра;Редкое старое фото: музыкант Леонид Беззубов дирижирует – идет концерт, и внимательны слушатели;Александр Шешуков, профессор кафедры оркестрового дирижирования и народных инструментов;Руководитель оркестра Александр Андрюшкин;На домрах в оркестре играют девушки