Весна на вороньих крыльях
Ничего, что тюменская весна скорее напоминает лето, а местные вороны в этом году и не думали улетать на зиму в теплые края. Это не помешало ханты и манси — а с ними и всем пожелавшим горожанам — отметить праздник встреч, любви и возрождения жизни.
— Старики говорят, что давным-давно вороньи перья были белыми как снег, — рассказывает притихшим зрителям женщина в национальном хантыйском костюме. — Тогда птица жила в чуме, вместе с людьми. Но наступили трудные времена. Нечего стало есть и человеку, и зверю…
У хантыйской легенды, древней, как сам народ, сложивший ее, не слишком веселый конец. Голодная птица отправилась искать пропитание и наклевалась падали. А когда вернулась к людям, ее перья уже были черны. Ворону прогнали из стойбища, потому что народы Крайнего Севера верят: «Как бы ты ни бедствовал, до низости опускаться нельзя». Однако сам праздник Вурна хатл (Вороний день) — светлый и радостный. Ведь эта черная птица, в Тюмени живущая летом и зимой, первой прилетает в холодные края, когда туда приходит весна. Ворона вьет гнездо и громким карканьем пробуждает природу, спавшую в ожидании тепла. А еще она собирает родных и близких, которые обычно видятся друг с другом не так уж часто. И не важно, в чумах они живут или в высотных домах.
Например, студенты, приехавшие с Ямала учиться в вузах Тюмени и Тобольска, чаще всего собираются вместе именно на таких национальных торжествах. И в прошлые выходные ребятам дали вдоволь пообщаться и погулять на природе — на озере Андреевском. Приехали в археологический музей-заповедник и любопытствующие — жители Тюмени и окрестностей. Представителей самых разных культур и национальностей неизменно влечет таинственный и яркий хантыйский праздник. А общественная организация коренных малочисленных народов Севера «Кедр» каждый год радушно принимает гостей на территории древнего ненецкого стойбища «Андрюшин городок».
В программу праздника традиционно входят старинные обряды. В этот раз всем желающим предложили под пение шамана пройти «очищение дымом», а затем загадать желание, повязав цветные ленты на ветки священного дерева — березы. Правда, если следовать древней традиции, возле березки просить благополучия должны были только женщины. А мужчинам полагалось свое дерево — ель, под которой потом приносили в жертву оленя… Оленя, по-видимому, не нашлось. Видимо, даже в старинные северные традиции потихоньку проникает гендерное равенство.
Для гостей выступали исполнители народных хантыйских и мансийских песен, танцевальные коллективы. А затем все перешли к приготовленным на огне блюдам национальной кухни: ухе из рыбы, напоминающей сырка, и чаю.
Но прежде чем сесть за стол — или прямо на землю, которая уже вполне прогрелась, — собравшиеся поучаствовали в еще одном обряде.
— Мы приносим жертвы Матери-огню, — рассказывает Галина Проскурякова, директор благотворительного фонда развития культурного наследия и поддержки КМНС «Миснэ». — Духи огня, воды, воздуха и земли священны для любого языческого народа. А для тех, кто живет в суровых условиях тундры, огонь — это жизнь. Вот мы и дарим богине то, что у нас есть: кусок красной ткани — на платье, еду и питье — чтоб была сыта и добра к людям.
… Вообще, Вурна хатл тесно связан с материнством. Ведь в хантыйских и мансийских преданиях вороны — покровительницы женщин и детей. По преданиям, пролетая над селениями, она приговаривает: «Пусть родится больше мальчиков, пусть родится больше девочек…»
— Когда Вороний день празднуют на Крайнем Севере, деревенские женщины просят у доброй птицы плодородия, — рассказывает председатель общественной организации КМНС «Кедр» Владимир Климов. — Для этого они насыпают горкой мокрый «цап» — стружки из мягкой древесины, которые кладутся в детскую люльку. Если ворона, прилетев с юга, сядет на эту кучку погреть лапки — у женщины скоро родится ребенок.
… Старшее поколение было настроено пировать и петь песни до самого отъезда, а молодежь, быстренько закончив застолье, отправилась состязаться: прыжки через нарты, метание тыньзяна на хорей, перетягивание палки… Студенты-ямальцы, как и ожидалось, были вне конкуренции. Отчасти потому, что эти игры знакомы им с детства, а отчасти из-за высшего образования — многие из них учатся на факультете физической культуры. Девочкам организаторы предложили конкурс на знание фольклора народов Севера. Однако некоторые представительницы слабого пола, дождавшись, когда юноши определят сильнейшего, попробовали свои силы в перетягивании палки. Из научного интереса попробовала и я. Могу сказать, что удержать гладко отполированную деревяшку двумя руками — куда сложнее, чем кажется на первый взгляд…
В общем, даже если весну встречать с опозданием, праздник от этого хуже не становится. И воронам приятно.
***
фото: Каждая баранка как символ солнца