Все изумительные краски мира
Второй год детский сад N 135 проводит выставку детских рисунков в музее ИЗО. И каждый раз работы малышей удивляют зрителей.
Когда взрослые говорят о детском творчестве, они обычно улыбаются. Иногда снисходительно, иногда умильно, но восторг в их глазах увидишь редко. Сильные чувства, по мнению зрелых любителей прекрасного, можно приберечь для настоящего искусства — профессионального, признанного, модного, спорного… Можно ли ожидать, что простенькие картинки, написанные гуашью, акварелью или красками, вызовут настоящие эмоции?
Экспозиции живописных работ детской художественной студии, которая шестой год работает в 135-м, удивляют всегда — яркостью красок, необычностью и выразительностью образов, разнообразием техник. Хотя авторам этих творений не больше семи лет, да и занимаются рисованием они не в художественной школе. И стаж обучения у большинства — минимальный: год-два, максимум три. Руководитель кружка Марина Ермакова принимает в свои группы всех желающих, и год от года число детей, влюбленных в нее и в рисование, растет — сейчас в разное время занимается почти восемь десятков детей.
— Наша выставка посвящена миру, счастью и солнцу, — не заученно, а возвышенно и очень поэтично сказала на открытии экспозиции 5-летняя Лада Дегтярева.
По словам мамы девочки, дочка всегда любила рисовать, но говорить, что станет художником, стала недавно, после того, как начала заниматься у Марины Юрьевны. Возможно, когда-нибудь так и будет. По крайней мере, одна из работ Лады — зимний пейзаж — сразу привлекает внимание. Среди множества сочных красок она выделяется лаконичностью и монохромностью, совсем не характерной для детского возраста. Но при минимуме выразительных средств (в рисунке используется всего три цвета: белый, черный и желтый), работа получилась такой яркой и глубокой, что притягивает к себе, как магнит. Юная художница говорит, что вечерний парк она написала под впечатлением мартовского снегопада, который после бесснежной зимы внезапно обрушился на город.
Впечатлительность и непосредственность — те отправные точки, с которых начинается рождение картины. Если к нему добавляется еще желание творить и фантазировать, то результат, считает Марина Ермакова, может получиться потрясающим. Конечно, в такой простой формуле кроется еще какой-то секрет, но разгадать его у зрителей никак не получается. Глаза видят законченное, осмысленное, художественное произведение — и не могут поверить, что его создал ребенок. Не какой-то особенный, а самый обычный. Ему лишь помогли выразить себя.
— Выше головы дети прыгнуть, конечно, не могут, — говорит Марина Ермакова, — пятилетки, например, не могут освоить большие листы, такой формат для них еще труден. Но со всеми мы стараемся определить в будущем произведении главную сюжетную линию и найти те средства, которыми этот замысел лучше выразить…
Современные дети, по наблюдениям руководителя кружка, уже не довольствуются только традиционными акварельными красками или цветными карандашами, даже гуашь или пастель для них уже не в новинку. Им хочется постигать новые техники и материалы, делать свои картины объемными. И это влечение к прекрасному порой бывает так сильно, что непоседливые дети иногда даже забывают про прогулки или даже болезни. 5-летняя Полина Дрогалева ходила на занятия даже в гипсе на сломанной левой руке (несколько маленьких лошадок в траве у нее так и остались не закрашенными).
… Было бы интересно посмотреть, какими и кем станут эти восторженные дети лет через двадцать. Вряд ли многие из них станут художниками, как сейчас мечтают. Главное — все они открыли для себя новый, полный изумительных красок, мир.
***
фото: Полина Дрогалева на открытии выставки;Марина Ермакова;А в глазах – восторг