Сальвадор Дали плюс шашлык,или Мы — люди благодарные
На улице Орджоникидзе гремит музыка. Слышен голос актера театра «Мимикрия» Петра Шифельбаена, который перечисляет самые интересные события субботней ночи. Музейной ночи.
У входа в музей изобразительных искусств не протолкнуться, зрители обступили импровизированную сцену плотным кольцом, устроились даже на крыльце отеля «Тюмень» напротив. Тянут шеи, сажают детей на плечи. Иначе ничего не видно, о монтаже сцены организаторы в этот раз не побеспокоились.
— Денег, что ли, на нее не хватило? — спрашивают друг у друга люди в толпе.
Тут и там слышится: «вот в прошлом году конкурсов было больше»; «а подушки в толпу бросали, помните?»; «а раньше можно было альбом выиграть с репродукциями картин из музейного фонда…»; «а кино на потолке показывали, пока мы под скелетом мамонта лежали…»
Похоже, собралась толпа знатоков, завсегдатаев главного в году музейного праздника. И я понимаю: если до Музейной ночи2012 мне хотелось писать лиричные тексты о красоте и исключительной ценности экспонатов, о просвещении, которое музеи несут в массы, то в этот раз говорить хочется о людях, которые в эту ночь не сидят дома. По моему глубокому убеждению, именно они делают праздник праздником.
Они стараются не огорчаться некоторой тусклости нынешней Музейной ночи, отсутствию специально приготовленных для нее экспозиций. Они не обращают внимания на то, что только на площадке музея ИЗО ведущим работает Шифельбаен — актер, владеющий сценической речью. А на остальных площадках роль ведущих выполняют сами музейные работники, которые, конечно, молодцы, стараются соответствовать своим непривычным ролям, но завести или организовать хлынувшую в музеи толпу не могут. Все же они — не шоумены.
Зрители вежливо интересуются тем, что в программе названо интерактивной площадкой «Город мастеров» у музея «Городская Дума». На деле это всего четыре стола, где разложены украшения из бисера, вышивка, игрушки, сшитые своими руками. Я вслед за посетителями Музейной ночи вспоминаю, как несколько лет назад похожие столы, но длинными рядами, стояли на улице у музея ИЗО — вот это был Арбат! Глаза разбегались, руки тянулись. А нынче, перекинувшись парой фраз с мастерами (чтобы те не совсем скучали), люди отходят к лоткам с вафлями, сладкой ватой или шашлыками.
Именно гости стараются во всем разобраться самостоятельно. Людмила Алексеевна привела в музей «Городская Дума» четверых своих внуков — Никиту, Олю, Диму и Кирилла. Знала, куда вести: что ребятишкам Бородинское сражение, которому посвящена экспозиция в музее ИЗО? Точнее, увлечь ею можно (и нужно, конечно), но не в таком торопливом ознакомительном режиме, который изначально предполагает Музейная ночь. Что им выставка гравюр Сальвадора Дали! Тем более, малышей на нее и не пускают. А вот «Окно в природу» — в самый раз. Чучела животных и птиц — это интересно и понятно.
Людмила Алексеевна водит внуков организованной группой от экспоната к экспонату, зачитывает информацию о каждом, будь то волк или кабан. Словом, выполняет функции экскурсовода, которых на Музейной ночи днем с огнем не сыщешь. Что, в общем-то, и понятно. Во-первых, вести экскурсию, когда даже передвигаться по музейным залам почти невозможно из-за большого числа людей — дело неблагодарное. Во-вторых, и смотрители залов, и экскурсоводы заняты: следят, чтобы все предметы старины остались в целости.
— Не наваливайтесь на ограждение, пожалуйста! Не пускайте ребенка в пространство выставки, там же кости мамонта! — слышатся взволнованные выкрики смотрителей. Да что там ребенок! И сами взрослые словно увидели чучела зверей впервые, радуются, протягивают «в пространство выставки» руки с телефонами, чтобы эффектно запечатлеть зубастую волчью пасть. Но, к счастью, гости трезвы, многие пришли с детьми, все ведут себя воспитанно.
— У вас дочь — малютка, разве она сможет что-то понять или запомнить? — спрашиваю у молодого мужчины Сергея, который носит по залам дочь Анюту.
— А мы на следующий год снова придем, а потом — снова. Так и запомнит, — отвечает он.
В другом зале «Городской Думы» люди припали к витринам со «Странными вещами» — экспозиции старинных предметов, которые исчезли из обихода, и названия которых даже вспоминаются с трудом. Пытаются угадать, что за вещи перед ними, потому что читать аннотации неудобно, тесно. А никто ничего не объясняет. Чтобы добиться комментариев, надо отыскать музейного работника, но как его в толпе от гостей отличишь…
— Не ходили мы в эти музеи раньше, и еще столько бы не пошли! — в сердцах восклицает молодой человек, тянущий за руку свою подругу сквозь толпу к выходу. Хочется остановить его, рассказать, что на самом деле имели в виду авторы экспозиции «Странные вещи». Заверить, что это отличная идея и достойно воплощенная. Но где его теперь убедишь! Он так и запомнит: музей — это когда толпа и ничего не понятно.
Лучше уж посоветовать ему отправиться в музей-усадьбу Колокольниковых, где работает популярная выставка «Лики Востока» и где ходят по двору нарядная гейша и восточный воин в кимоно и с классической парой самурайских мечей за поясом.
Однако самая длинная очередь томится у входа в гостиную «Карты судьбы» торговой лавки Колокольниковых. Сходить к гадалке — чем не забава? Интригует, и путаться в непонятных экспонатах не надо. А пока стоишь в очереди, заодно посмотришь фотографии, которыми увешана кирпичная стена внутреннего двора усадьбы. Сами авторы снимков гуляют здесь же, шутят, что хотели бы повисеть на стене рядом со своими работами, развлечь публику, да места разместиться не хватает. Кстати, эта экспозиция «Городу и миру» — единственная специально приготовленная тюменскими фотографами в подарок горожанам.
… Поздно вечером помятая в толпе публика рассеивается по городу. Но по домам не расходится — надо же еще установить рекорд по количеству собранных в одном месте зеркал. Музейный комплекс агитирует, горожане соглашаются. Хотя могли бы остаться недовольными и уйти домой — Музейная ночь нелегка, как и любой большой праздник. Но, судя по всему, публика за прошедшие в Тюмени семь музейных праздников научилась быть благодарной. И за бесплатные (или дешевые) билеты, и за песни-танцы, и за экскурсии, которые никто не ведет, и за шашлык с уличного лотка.
Вот бы еще год от года Музейная ночь хорошела, богатела и становилась более приспособленной для просмотра фондовых сокровищ! Только бы организация не пошла на спад. А то закрадывается такое подозрение.
***
фото: За стеклом – странные вещи;Толпой в музей;У волка большие зубы;Актеры театра «Мимикрия» по традиции открыли Музейную ночь;Людмила Алексеевна с внуками