Чужие в мертвом городе
«Запретная зона» (оригинальное название «Чернобыльские дневники»), США, 2012. Режиссер Брэдли Паркер. В ролях: Ингрид Болсай Бердал, Дмитрий Дьяченко, Оливия Дадли, Девин Келли, Джесси МакКартни, Натан Филипс и др.
Киноманы уже успели прозвать эту американскую картину про украинскую (а вообще-то, нет — общемировую) трагедию «нестрашным фильмом ужасов». Признаться, я тоже ожидала от премьеры нечто другое. Наверное, больше каких-то неизвестных раньше фактов, эпизодов, имен… Но создатели фильма решили историческими изысканиями особенно не озадачиваться. Пошли по проторенной дорожке. Собственно, по той самой, по которой вот уже 26 лет (практически с самого момента страшной аварии) ходят и ездят в заброшенный город Припять туристы-экстремалы. Кто-то самостоятельно, кто-то в сопровождении проводников, так называемых сталкеров.
И кино как раз о них: о туристах (которые приехали на Украину из Америки и Австралии) и о сталкере (жителе Киева Юрии, который промышляет полулегальными экскурсиями на свой страх и риск).
Он берется свозить иностранцев в зону отчуждения, но охранники на КПП (хотя они наверняка получают часть денег, уплаченных за «билеты») почему-то упираются, ссылаются на какие-то технические работы и отказываются в этот день запускать в Припять «уазик» с туристами. Сюжетный ход незамысловат — все сделано для того, чтобы компания молодых людей оказалась-таки в заброшенном городе (объездным путем), но без чьего-либо ведома. Соответственно, и без надежды на чью-то помощь, случись что.
Но разбитные иностранцы об этом «случись что» не задумываются. Со смехом вываливаются из машины на берегу озера, кричат и слушают свое эхо в вымершем (позже выясняется, что не совсем вымершем) лесу, фотографируются на фоне ржавого колеса обозрения («визитной карточки» зоны отчуждения) и четвертого реактора Чернобыльской АЭС…
— Мне вот их нисколько не жалко, — хмуро проворчал мой сосед по ряду, предчувствуя дальнейшее недоброе развитие событий.
Поспорить с ним трудно. Молодые люди, и правда, не вызывают особых симпатий. Праздные зеваки, даже не удосужившиеся перед поездкой хоть что-то узнать о месте, куда собрались. Хотя нет, одна белокурая девушка из компании обмолвилась, что «что-то такое слышала о каком-то давнишнем взрыве в Чернобыле»… Лучше б вообще молчала.
Сделай режиссер своих героев чуть приятнее и смышленее, может, зритель и проникся бы к ним состраданием. Тогда и за развитием сюжета наблюдать было бы куда интереснее и волнительнее.
Плачевную ситуацию спасает сам город — с черными глазницами заброшенных домов; детскими игрушками, раскиданными на улице; пустым домом культуры (место тоже узнаваемое); остановившимися много лет назад каруселями… Тут режиссеру и напрягаться-то не надо — картинка говорит сама за себя. Честно, от такого зрелища мурашки бегут по коже.
А еще бежит медведь — по пустому подъезду дома, куда туристы зашли поглазеть на разворованные квартиры. Кто-то из зрителей уже пошутил в Интернете: конечно, с чем же еще может ассоциироваться Россия и Украина у американцев! Хорошо, что медведь еще без балалайки бежит!
Ну, пошутили, и ладно. Дальше (по задумке создателей фильма) шутки заканчиваются. Начинается триллер. «Уазик» ломается, Юрий (единственный здравомыслящий человек в компании) уходит в лес и не возвращается. Тутто туристы и понимают, что медведь — это еще цветочки. В пустынном городе тут и там прячутся существа куда страшнее.
Кстати, радиоактивные жители Припяти (они выходят из своих убежищ преимущественно ночью) чем-то напоминают героев легендарной компьютерной игрушки «Stalker». А сюжет фильма напоминает десятки американских ужастиков. Но это-то, как раз, не удивляет. Сценарий писал Орен Пели — автор трилогии «Паранормальное явление». Те, кто смотрел хоть один из его фильмов, узнает перо автора.
Хотя кое-кто узнал в «Запретной зоне»… уже созданный годом раньше проект. В Интернете активно обсуждается тема, что американский фильм про Припять очень уж напоминает кино российских фильмейкеров «Left. Behind», который так и не вышел на широкие экраны.
***
фото: Кадр из фильма