Дайте Хлестакову микрофон!
Завершился первый региональный фестиваль-конкурс актерской песни «Почти Belcanto». В понедельник в театре кукол прошли гала-концерт участников и награждение победителей.
Но перед этим конкурсанты и члены жюри провели в театре целый день: сначала готовились к отборочному туру, на который заявилось 18 участников; затем актеры выступали, а жюри оценивало; затем наступило время жарких споров и подсчета баллов.
… В обеденное время зрительный зал театра кукол практически пуст. Свет чуть приглушен, на сцене незнакомая женщина с гитарой поет песню «А он мне нравится». Актриса явно не тюменская, по дрожащему на особо высоких нотах голосу заметно, что она волнуется, а звукорежиссер просит снова и снова спеть в микрофон — последняя проверка звука. Потом я узнаю, что актрису зовут Татьяна Адриянова и приехала она из Тобольского драматического театра имени Петра Ершова. А пока навязчивый мотив песенки застревает у меня в голове, словно кто-то нажал на кнопку повтора.
Но вот свои места за столами занимают члены жюри — народный артист России Владимир Орел, доцент кафедры хорового дирижирования академии культуры, искусств и социальных технологий Ирина Бибеева, директор театра кукол Василий Пустыльников, профессиональный певец Сергей Дьяконов-Дьяченков и депутат областной Думы Борис Салмин.
— Готовьтесь, часа два петь будем, — шутливо говорит им Сергей Скобелев, актер драматического театра и один из конкурсантов.
В зале гаснет свет, включенными остаются только настольные лампы жюри. Конкурс начинается.
Представляю, что я тоже член жюри. Делю страницу блокнота на две колонки, в одну пишу имя конкурсанта и название номера, в другую — личные впечатления и оценку. Как объявил Василий Пустыльников — по десятибалльной шкале. Причем, если конкурсант представляет несколько номеров, то для оценки берем лучший и обращаем внимание не только на вокал, но и на весь замысел выступления.
Интересно, совпадет ли мое мнение с оценками специалистов?
Вот, например, на сцене появляется одетая в бедняцкое тряпье Мотенька — Наталия Пономарева, актриса Тобольского драматического театра имени Петра Ершова. Жалостно выводит песенку о своей горемычной жизни. Не столько поет, сколько играет: как будто стоит перед группой обеспеченных особ в надежде, что те, послушав проникновенную, до смешного наивную песню, бросят певице денежку. Десять рублей… ой, то есть, баллов, не меньше, записываю себе в блокнот.
А вот вокально-инструментальный ансамбль «Черепа» — молодые актеры Тюменского драматического театра Евгения Казакова, Артем Козлов, Наталья Никулина, Александр Кудрин и Николай Аузин. Исполняют песенку «Тополя» и выглядят при этом как грустные клоуны и феечки старого разорившегося цирка. Девушки в белых платьицах (такие Офелии!) нестройно голосят, мужчины подыгрывают им на гитарах и трубе, а за спинами актеров валит с потолка то, что можно принять за снег. Однако это тополиный пух, на который у всех актеров аллергия — по замыслу номера. Чихают, бедные, сморкаются и грустно поют свою тополиную песню. Десять баллов за артистизм и трогательность, пишу я.
А это три русалки — актрисы городского драматического театра из Нижневартовска Валентина Захарко, Евгения Хлебникова и Ольга Горбатова. Аукают, хохочут, того и гляди утащат на дно озера — потому что на сцене разыгрывается фрагмент реконструкции обряда Ивана Купалы. Десятка — за аутентичность образов, пишу в блокнот.
Сергею Скобелеву так к лицу всякие бродвейские штучки: шляпы, атмосфера мюзиклов, легкая развязность! Две композиции, которые не вошли в окончательный вариант постановки «Пули над Бродвеем», идут здесь «на ура». Как, впрочем, и третья, которая вызывает смех и у жюри, и у горстки зрителей отборочного тура. Кто еще может, как Скобелев, исполнить пародию на песню «Это здорово», жеманно повторяя «Я люблю себя. Это здорово»? Пишем: десять баллов — за актерский талант.
Выступление Анатолия Бузинского из нашей драмы не обрамлено никакими актерскими изысками. В этом нет необходимости — мы и так знаем, что поет он великолепно. Но я не знала о том, что еще и сам пишет стихи к песням. Вижу, как напрягается Ирина Бибеева, главный в жюри эксперт по вокалу, как она вслушивается — и понимаю, что в своем мнении относительно выступления Бузинского не ошиблась. Оно практически идеально. Десять баллов — за вокал.
Я могу долго рассказывать о тех, кому наставила десяток: среди них и Павел Жук, актер из Тобольска — скромный человек с гитарой и удивительно чистым, светлым голосом.
Это и Ольга Горбатова (Нижневартовск) с песней о кабаре — шикарная, блестящая, легкая и раскованная, с сильным вокалом и такой бешеной энергией, что по окончании ее выступления зааплодировало не только жюри, но взорвалось криками восторга закулисье, где томились другие конкурсанты.
Это Наталия Пономарева (та самая Мотенька) — в амплуа дамы 30-х годов, исполняющая под гитару песню Александра Вертинского так, будто она написала ее сама, будто шагнула на сцену из времени, украшенного горжетками, кружевом и усталым изяществом.
Прелесть в том, что они, актеры, на конкурсе не спрятаны за своими ролями, они примерили самостоятельность. И произошла удивительная метаморфоза, перемена слагаемых — словно это персонажи теперь изображают артистов! И я думала: вот бы дали Хлестакову микрофон, он бы тоже, может, спел о своей неизбывной тоске или насмешил каламбуром. Словом, показался той гранью, которую и предположить в нем было невозможно.
В моем оценочном листе набралось много победителей. А жюри отметило девятерых: по три в каждой номинации. На гала-концерте выяснилось, что первое место в номинации «Мужской вокал» занял Анатолий Бузинский, второе — Павел Жук, третье — Борис Фокин, актер театра кукол «Барабашка» города Нижневартовска.
Среди женщин победила Ольга Горбатова, далее по списку — Наталия Пономарева и Алла Потриваева, студентка второго курса Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий.
Места у вокально-инструментальных коллективов распределились так. Первое — за реконструкцию обряда Ивана Купалы — ушло к актрисам города Нижневартовска Валентине Захарко, Евгении Хлебниковой и Ольге Горбатовой. Второе досталось трио из Тобольского театра — Наталии Пономаревой, Евгению Пономареву и Павлу Жуку, третье — тюменскому коллективу «Черепа».
… На пресс-конференции, которая предваряла фестиваль-конкурс, Владимир Орел сказал, что самое главное — это определить уровень вокальных способностей тюменских актеров. Как высока планка? Трое из девяти победителей — тюменцы. Могу я сделать вывод, что это хороший результат?
***
фото: Трио русалок из Нижневартовска;Поет Анатолий Бузинский;Сергей Скобелев получает диплом из рук Сергея Дьяконова-Дьяченкова;Дважды победитель Ольга Горбатова и Владимир Орел;Выступает Алла Потриваева.