В поисках безопасного пути
Мир, окружающий современного ребенка, не всегда такой приветливый, как ему кажется. Но что еще должны сделать взрослые, чтобы предотвратить беду или опасность?
Чтобы обсудить проблему, в центре социальной помощи «Мария» собрались представители правоохранительных органов, областного департамента социального развития, общественных организаций, депутаты областной и городской Дум, психологи.
— Хотелось бы поговорить не об отчетах, а том, что необходимо сделать, — задала тон встречи Галина Калюжная, уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области. — Мы должны выработать конкретные предложения для предупреждения преступлений, совершаемых против несовершеннолетних. Найти слабые места, чтобы исключить причины, их порождающие. Иначе последствия могут быть печальные.
— Если говорить о статистических данных, то за последнее время регистрируется общее снижение преступности в Тюменской области, — проинформировала Наталья Архипова, начальник подразделения по делам несовершеннолетних областного УМВД. — Но, в то же время, наблюдается рост — причем в разы — числа преступлений против половой неприкосновенности детей. И, не в последнюю очередь, причина этого — в недостаточном уровне взаимодействия различных структур и органов власти. Порой для оперативной работы, для принятия экстренных мер не хватает элементарного — информированности о том, что происходит.
Действительно, о преступлениях, связанных с совершением развратных и насильственных действий, полиция в большинстве случае узнает «по свершившемуся факту».
Многим родителям стоит задуматься над данными, что привела Галина Калюжная. Проанализировав подобные преступления, социальные службы выявили, против какой категории несовершеннолетних противоправные действия сексуального характера бывают направлены чаще всего.
В 83% процентах случаев жертвами становятся учащиеся школ. Причем, почти с одинаковой частотой развратные действия совершаются как против подростков 1315 лет (32%), так и против тех, кто младше 12-и (28%). Кроме того, ошибочно считать, что посягательства совершаются только на тех, кто «слоняется без дела». Казалось бы, именно эти ребятишки чаще всего попадаются на глаза педофилам, но неумолимая статистика утверждает, что таких подростков — четыре процента от общего числа пострадавших. Не так часто, как представлялось ранее, страдают и дети из социально неблагополучных семей — их не более 10%. Больно и горько будет услышать многим матерям, что чаще всего (31% случаев) преступники выбирают себе в жертвы детей из неполных семей. Еще страшнее звучит факт, что в половине случаев развратные действия против несовершеннолетних совершают их знакомые и… близкие родственники.
«Родительский фактор» в этой ситуации оказывается таким же решающим, как и ошибки пилотов. По многим пунктам. Например, недавно рядом со школой N 65 был задержан эксгибиционист (его демонстративное поведение тоже причисляется к развратным действиям). Инспекторов по делам несовершеннолетних, которые позже расспрашивали пострадавших детей, удивило, что никто из них ничего не сказал о случившемся родителям. На вопрос «почему», одна девочка ответила прямо: «Дома меня бы за это просто убили». А из последующих разговоров с мамой школьницы выяснилось, что женщина сама показала дочери короткий, но опасный путь домой.
С молчаливого согласия взрослых дети попадают в неприятности и в ночное время. Только в этом году более 400 тюменцев привлечены к административной ответственности за то, что их чада, не достигшие возраста 18 лет, разгуливают по улице после 23 часов. Ведь и без всяких сводок известно, что преступления, в том числе и против детей, чаще совершаются в темное время суток.
Вопиющий пример безответственности взрослых привела и Галина Калюжная. На двери ночного клуба «Мираж», расположенного в Заречных микрорайонах, она прочитала слоган «Без возрастных ограничений».
По мнению Любови Гнусаревой, заместителя директора городского департамента образования, пора возвращаться к хорошо забытому старому — родительским всеобучам. И разъяснять, прежде всего, мамам и папам, где кроется опасность для ребенка и как ее избежать. Ведь как показал опрос, даже те тюменские дети, которые учатся в таких печально известных школах, как N 44 и N 57 (в последнюю ходила Аня Анисимова), плохо себе представляют, с кем можно вести диалог на улице, с кем нельзя и как действовать в экстремальных случаях.
— От фронтальной, массовой работы в школах надо переходить к точечной, дифференцированной, — считает Любовь Александровна. — Надо искать индивидуальный подход и к взрослым, и к ребенку.
Менять стереотипы надо не только в профилактической работе, уверена Галина Калюжная, но и в реабилитационной. Ведь саму процедуру следственных действий в отношении ребенка, подвергшегося сексуальному насилию, гуманной не назовешь. Его могут опрашивать десять и более раз! Не каждый взрослый выдержит такой прессинг. Некоторые родители пострадавших детей отказываются от продолжения следствия, забирают заявление, только бы прекратить столь суровое испытание для своего ребенка. А ведь впереди еще и суд, где снова и снова во всех деталях будут разбирать происшедшее. Такую процедуру, травмирующую детскую психику, Галина Калюжная назвала «системной ошибкой» — и призвала депутатов выйти с законодательной инициативой по изменению этого механизма судопроизводства.
За рубежом, привела она пример, все не так. Там ребенка опрашивают один раз и в режиме видеосвязи (такая же технология применяется в московском центре «ОЗОН», где проходят восстановительное лечение пострадавшие от педофилов).
— Тема это наболевшая, цифры — ужасающие. И, фактически, представительные органы власти изолированы от этой проблемы, — признал депутат городской Думы Александр Лейс. — На заседаниях постоянных комиссий мы заслушиваем только сухие отчеты УВД. На депутатских приемах к нам чаще обращаются из-за того, что крыши текут или подъезды не отремонтированы. Молчат и директора школ, с которыми мы часто встречаемся. Нет должного взаимодействия с участковыми уполномоченными. Их тоже больше волнуют бытовые и финансовые вопросы, а человеческие уходят на второй план.
Чтобы не быть голословным, депутат привел пример: недавно в микрорайон, который входит в его избирательный участок, возвратился из мест заключения мужчина, отбывший наказание за изнасилование. Об этом знают многие жители близлежащих домов, но знают ли участковые, и какую проводят профилактическую работу? Аналогичная ситуация складывается и с распитием несовершеннолетними спиртного. Все знают, видят, но что предпринимают?
Для начала депутат Лейс предложил Галине Калюжной выступить на одном из заседаний постоянной комиссии городской Думы по безопасности жизнедеятельности населения
***
фото: