Через Тобол и далее в школу, бегом от волков
Жаркие дни в конце мая заставили меня вспомнить… холодные зиму и весну 1948 года.
Моего отца (офицера, военного корреспондента) по рапорту на имя Сталина демобилизовали в 1947-м. На этом настаивала мама, так как в семье было трое детей, и пришла пора устраиваться и переходить к мирной жизни.
С Украины, из Чернигова, мы приехали в село Упорово — на малую родину. Отца и мать (коммунистов) направили на партийную учебу в Тюмень, а меня оставили у бабушки в деревне Карагужево.
Меня записали в третий класс средней школы в Упорово. Между селами было три километра, их разделял Тобол. Дети ходили в школу пешком, а через реку их переправляли на лодках. Зимой — в холод, метель — шли через Тобол по льду. И обязательно — гурьбой: опасались волков, которых тут развелось немало. Хотя иногда мне приходилось идти одной…
Учительница Зимина (она учила еще мою маму) дала задание на дом — склеить из бумаги куб. Смастерили его вдвоем с бабушкой, привязали к портфелю, и я пошла в школу. Зимним ветром крутило мою разнесчастную геометрическую фигуру и колотило по портфелю. Я шла и боялась этого стука, боялась оглянуться — но дошла благополучно, и куб мой счастливо уцелел. Оказалось, что я единственной из класса принесла его…
Не всегда мне давалось решение задач по арифметике. Бабушка (безграмотная) пообещала помочь: «Подожди, я сейчас надену очки». Я ей в ответ: «Хорошо, что у тебя есть очки. Задачки умеешь решать!»
Очень интересное явление природы нам довелось наблюдать той зимой — северное сияние. Для нашей местности — редкое явление! Люди заволновались: «Не к добру!» Все еще была жива память о тяжелых военных годах. Северное сияние завораживало: красивые разноцветные столбы на небе. Мы, дети, были в восторге — и все опоздали в школу…
Весной лед на Тоболе стал отходить от берегов, образовались полыньи. Как идти в школу? Мужчины принесли лаги (жерди), перебросили через полынью, но идти не решались. Отважилась только моя бабушка. Пошла, соскользнула с жердей и упала в холодную воду. Вытащили ее, завернули в шубу и отвезли домой. А нас, школьников, все-таки переправили на другой берег.
До окончания третьего класса я жила в Упорово у родственников…
После ледохода Тобол разлился от Карагужево до Упорово. Родители, окончив свою учебу, приехали в Упорово, стали работать, а в выходные дни на лодке приплывали в Карагужево — повидаться, и за продуктами, благо у бабушки были корова и огород.
Однажды, в ветреную погоду, суденышко перевернулось, и люди оказались в холодной воде, стоя по грудь. Повезло, что никто не утонул, но вещи и продукты пропали…
А вскоре отец с матерью получили квартиру в районном центре, и я возвратилась в семью…
Та весна 1948 года запомнилась мне на всю жизнь.
Нина Кочнева (Хмелева), пенсионерка г. Тюмень