Любой день – «жестяная» пятница
Сотрудники Госавтоинспекции в растерянности: если раньше поведение тюменских водителей поддавалось хоть какому-то объяснению и укладывалось в статистику, то теперь предсказать ситуацию на дорогах довольно проблематично.
За сутки инспекторы дежурной части отдельного батальона ДПС ГИБДД по городу Тюмени насчитывают от 80 до 120 аварий без пострадавших. Между собой они называют эти столкновения «жестянками».
— Года два назад мы могли предугадать всплеск аварийности и, наоборот, ее спад, — рассказывает Андрей Юшков, начальник дежурной части. — Например, пятница считалась самым трудным днем — было много аварий по вине пьяных водителей. В выходные — спокойнее, автомобилисты разъезжались по дачам. А сейчас каждый день — как пятница!
И пьяных, и лихачей, и просто невнимательных с каждым месяцем прибывает. На улицы города выезжает немало новичков из числа вчерашних слушателей автошкол. Не сказать, что сей факт добавляет положительной стабильности в дорожную ситуацию. А вот отрицательной — да. Сводки пестрят пометками «стаж виновника аварии — меньше трех лет».
— Все дело в воспитании, — уверен Андрей Юшков. — Водители старшего поколения все еще помнят советскую балльную систему наказания, когда за аварию давали целых пять баллов. А пятнадцать — это уже лишение прав. Понятно, что и ездили аккуратно…
Сейчас дырочек в водительском удостоверении не делают. Максимум, что грозит виновнику столкновения (не считая мытарств по страховым компаниям и потери времени) — это штраф в несколько сотен рублей. Примерно столько стоят основные нарушения, из-за которых и случаются «жестянки» — движение задним ходом в неположенном месте, неправильное перестроение, поворот без предупреждения, превышение скорости…
— А еще водители как будто время свое перестали ценить, — продолжает начальник дежурной части. — Иногда у инспекторов, которые выезжают по вызовам, складывается впечатление, что люди вообще не работают. Целыми днями только и делают, что переезжают с места на место на автомобилях.
И нет, чтобы делать это предельно внимательно — кто-нибудь обязательно в кого-нибудь «приедет». В результате — сами потеряют полдня и других сделают заложниками своей неприятности. Кстати, полдня — это условно. Случается, что участникам столкновения приходится караулить инспекторов ДПС день напролет. По словам Андрея Викторовича, объясняется это просто: в сутки на дежурство выезжают 11 экипажей (это в часы пик), но этого катастрофически не хватает. Сотрудникам ГИБДД приходится пробираться к месту аварий все через те же громадные пробки, которыми сразу обрастают столкнувшиеся.
Между тем, в стране уже не первый год действует закон о самостоятельном оформлении ДТП — без участия автоинспекторов.
— К сожалению, мы не можем сами напоминать водителям об этом, — говорит Андрей Юшков. — Кто-нибудь да скажет, что пытаемся таким образом облегчить себе работу.
А почему бы нет? Она у инспекторов и без того непростая — на их долю хватает спорных аварий, вину в которых не хочет признавать ни один из водителей. А когда дело ясное, и виновник готов покаяться, то запросто можно обойтись и без третьей стороны — разъехаться быстро и, так сказать, почти полюбовно.
— Это касается столкновений, в которых участвуют только два транспортных средства, и нет пострадавших, — объясняет Андрей Викторович. — Если ущерб от этой аварии не больше 25 тысяч рублей, и один из водителей согласен со своей виной, то можно сразу же ехать в его страховую компанию.
Конечно, камнем преткновения для водителей стала здесь сумма ущерба. Да, прикинуть ее можно лишь на глазок, и, если она окажется на поверку больше, то страховая компания не будет переплачивать.
— Но есть же совсем очевидные ситуации, — делится опытом начальник «дежурки». — Например, разбитая фара или небольшая царапина на кузове. Нет, даже в этом случае большинство водителей предпочтут остаться на месте и ждать инспекторов!
Причина? Андрей Юшков предполагает, что все дело — в пресловутом менталитете. Российские автомобилисты не рискуют брать ответственность на себя — а вдруг в страховой откажут? Лучше озадачить своей проблемой кого-нибудь другого, тем более что этот «другой» — государственная структура, а значит, есть гарантии.
Такое доверие инспекторам, конечно, льстит. Но дорожная ситуация от этого не становится легче. Напротив.
— Тюмень перегружена автотранспортом, — говорит Юшков. — Дороги не справляются с таким потоком, напряжение нарастает. Вырываясь из пробок, водители нарушают скоростной режим и провоцируют более тяжелые аварии — уже с пострадавшими.
И причиной этому, в большинстве случаев, автомобилисты, которые готовы из-за одной царапины мучиться сами и злить окружающих. Хотя есть и те, кто уже прочувствовал полезность нового (хотя не такого уж и нового) закона. Но это — постоянные клиенты страховых компаний и дежурной части.
— Мы уже пошли и на то, чтобы облегчить процедуру оформления ДТП даже для тех, у кого возможный ущерб — больше 25 тысяч рублей, — рассказывает мой собеседник. — По обоюдному согласию водители могут составить примерную схему аварии на листе формата А4, найти двух понятых, которые распишутся под этой схемой и оставят свои координаты.
А дальше — водители едут на ближайший опорный пункт полиции. Они находятся сейчас по трем адресам: Волгоградская, 8, Шишкова, 86 и 30 лет Победы, 129. Там дежурят инспекторы, которые и приводят самодельные схемы в должный порядок, подкрепив их своими документами.
— Конечно, с условиями упрощенной схемы оформления ДТП необходимо ознакомиться более внимательно, — говорит Андрей Юшков. — Чтобы избежать разных неожиданностей. Но сделать же это нетрудно, зато потом будет значительно легче.
Хотя — тс-с-с — инспекторы об этом не говорят. Да и некогда им. Новые ориентировки получают каждые несколько минут. Раньше хотя бы примерно могли предугадать очаги аварийности в городе, а сейчас — водители таранят друг друга в любой точке Тюмени. Даже без особой на то причины. Аварии стали привычны, как мороженое в жару.
***
фото: Вчерашняя авария на перекрестке улиц Камышенской и Орловской. Скорая приехала сюда не за пострадавшим, а стала участницей банальной «жестянки».