В самом центре железной дороги
6 июня 1912 года состоялось чрезвычайное заседание Тюменской городской Думы.
Городской голова П.И. Никольский, объявив собрание открытым, предложил приступить к обсуждению единственного вопроса повестки дня.
Отчасти по газетным сведениям, отчасти по информации, полученной от должностных лиц, управе стало известно, что Сибирскую железную дорогу правительство предполагало разделить на две самостоятельные. Западный участок должны были составить железнодорожные линии Екатеринбург-Тюмень, Тюмень-Омск, Омск-Челябинск. Управление этого участка железной дороги предполагалось разместить в Омске.
Однако вопрос оставался открытым, так как при более детальном рассмотрении выяснилось, что в Омске не имелось в достаточном количестве свободных помещений, где могли бы с удобством, хотя бы и временно, разместиться многочисленные службы и канцелярии Управления дороги. Кроме того, дороговизна жизни в этом сибирском городе и отсутствие квартир для многочисленных служащих железнодорожной магистрали создавали другие значительные трудности.
Тюмень же располагала лучшими условиями для размещения Управления железной дороги. Наряду с квартирами в частных домах, управа имела в своем распоряжении совершенно свободное вместительное здание бывших полковых казарм (общей площадью 1 822 квадратные сажени) на лучшей улице города. За определенную арендную плату его вполне можно было бы уступить для размещения железнодорожных управленцев.
Жизнь в городе, находившемся в хлебородной местности с густым земледельческим населением (в сравнении с Омском), была довольно дешевой. Издавна являясь передаточным пунктом грузов с сухопутного пути на водный, Тюмень представляла бойкий торгово-промышленный город, обладавший различными удобствами цивилизованной жизни. Водопровод, электрическое освещение, мостовые, театр — все это для тюменцев (особенно тех, кто жил в центральной части города) стало обыденным. Наличие двух мужских средних учебных заведений (реального и коммерческого училищ), женской гимназии, двух городских, одного ремесленного и многочисленных начальных училищ давали возможность железнодорожным служащим учить своих детей.
Решение о размещении Управления железной дороги в Тюмени еще больше способствовало бы ее развитию и процветанию. Ради этого городское управление было готово безвозмездно уступить участок земли размерами не больше двух десятин под строительство административных зданий Управления вблизи станции Тюмень.
По мнению управы, следовало бы возбудить ходатайство перед начальником Сибирской железной дороги и министром путей сообщения о размещении Управления железной дороги, в состав которого войдет Тюмень-Омская линия, именно в Тюмени.
В процессе обсуждения П.И. Никольский сообщил гласным Думы, что уже имел беседу с начальником Сибирской железной дороги Н.П. Осиповым во время его пребывания в Тюмени. Вопрос о местонахождении Управления должен был решиться в самое ближайшее время.
Имея в виду спешность и важность этого дела, гласные решили помимо направления ходатайства обычным порядком, послать телеграмму министру путей сообщения с изложением своей просьбы. При этом Дума нашла полезным командировать в Санкт-Петербург городского голову П.И. Никольского для личных хлопот по этому делу.