Чему нас учат международные тесты
Уровень знаний тюменских школьников проверили на соответствие международным стандартам.
В июне в России проходило тестирование школьников по международной программе оценки знаний PISA (Prog ramme for International Student Assessment). Участвовали ребята из 42-х российских регионов, в том числе и учащиеся восьмых-девятых классов тюменской школы N 17. Они отвечали на вопросы, проверяющие функциональную грамотность в предметах естественнонаучного цикла, преимущественно математики.
Из всех международных тестов PISA — в числе самых известных. Наши школьники принимают участие еще в нескольких. По некоторым результаты россиян — одни из лучших в мире. Итоги PISA радуют меньше. За последний десяток лет Россия по его средним показателям не поднималась выше 27-го места. Но именно эту программу часто приводят в пример, когда говорят об индикаторе качества современного школьного образования.
В отличие от ЕГЭ, главная цель международных тестов — оценить не объем полученных знаний, а умение использовать их на практике. Более того, анализируются не только практическая смекалка 15-летних школьников (только этот возраст принимает участие в опросе) и их способность ориентироваться в незнакомой ситуации. Не меньшее внимание уделяется и тому, в каких условиях — дома и в школе — ученик получает образование.
Международных экспертов интересуют, например, такие детали, как наличие стола для приготовления уроков, компьютера, интернета, мобильного телефона и других технических возможностей.
Отдельный блок посвящен родителям: какое у них образование, кем работают, много ли времени уделяют детям? Подобным вопросам посвящено два из десяти разделов теста. Опрос проводится на условиях анонимности, результаты не разглашаются. Ни сами ученики, ни школа, ни город не смогут узнать количество набранных баллов. Все оценки даются только на межгосударственном уровне.
И все-таки выводы из проведенных ранее тестов можно и нужно делать, считает Людмила Чеботарь, заместитель директора областного департамента образования и науки. За последние пять лет в международном тестировании принимали участие старшеклассники семи городских и более десятка областных образовательных учреждений. В 2007 году выбор компьютера пал на тюменские школы NN 58, 30 и 16, в 2009-м — на школу N 15 и гимназию N 1, а в 2012-м — на школу N 17 и нефтегазовый колледж ТГНГУ.
Конечно, качество ответов восьмиклассников гимназий и учащихся отделений начального профессионального и среднего профессионального образования в целом очень разное. Этот разрыв, по мнению Людмилы Чеботарь, существенно снижает рейтинг, отбрасывает нас по некоторым показателям из первого десятка в четвертый-пятый.
Но отрицательный результат — не повод опускать руки. Международное тестирование наглядно показало, в чем мы проигрываем и куда, соответственно, должны двигаться.
По словам Галины Ковалевой, национального координатора исследования PISA в России, наши школьники в среднем демонстрируют знания второго уровня, то есть базовые. Самый высокий — шестой уровень грамотности, способности максимально адаптировать полученные знания к практике — показывают сейчас китайские школьники.
Исследователи темы называют несколько причин отставания юных россиян. Говорят о «выученной беспомощности», о потере интереса к учебе, отсутствии стимула мыслить и эффективно применять знания.
Многое должны изменить новые стандарты образования, вводимые в нашей стране. Они ориентированы на развитие связей между гуманитарными и «точными» предметами, на умение самостоятельно добывать знания и использовать их в социальном опыте.
Однако эксперты считают, что мгновенных результатов ждать не приходится. И ближайшее тестирование PISA, которое планируется провести в 2015 году, скорее всего, тоже не будет блестящим.
Но перестройка началась. Региональные системы образования теперь ориентируются и на международные системы оценок. В Тюменской области, по словам Людмилы Чеботарь, отказываться от глубоких знаний в пользу обширных, но поверхностных, не собираются. Более того, за последний год в Тюмени значительно увеличилось количество школьных научных обществ.
Фундаментальность знаний всегда была коньком российского образования.