Инспектор ГАИ, которого знали в лицо
Жена Григория Истомина Полина Григорьевна часто ворчала на мужа по-свойски: «Ну, какой же ты инспектор! Ни разу ни от одного водителя благодарности не принял — вон бы хоть кто леса нам привез что ли…»
Леса семье Истоминых, и правда, не хватало. Отстраивать дом приходилось с самого фундамента, на пустом месте, в послевоенное время…
С фронта Григорий Иванович вернулся в Тюмень в 1944 году, с ранением. Был фронтовым шофером, стал инспектором дорожного надзора. В Госавтоинспекцию с его рекомендациями приняли сразу.
— Прослужил он в ГАИ 28 лет, — вспоминает председатель совета ветеранской организации УГИБДД по Тюменской области, подполковник милиции в отставке Герман Смирнов. — Сейчас так уже не служат.
— В смысле, так? — переспрашиваю я. — Так долго?
— Так долго в одной должности, — поясняет Герман Борисович. — Сегодня же карьерный рост важен. Практически все молодые сотрудники начальниками стремятся стать, и должность рядового инспектора для них — это всего лишь первая ступень служебной лестницы. А для Истомина это стало делом всей жизни.
Без преувеличений. А как еще сказать, если Полине Истоминой приходилось ждать своего мужа с дневной смены до трех часов ночи? Он придет домой, разведет руками, улыбнется добродушно (кстати, со всех своих старых фотографий так улыбается) и скажет: «Что я поделаю — служба!»
— Да, и задерживались на работе допоздна, и в свое личное время инспекторы на дежурство выходили, — подтверждает Герман Смирнов. — Например, когда… день получки был.
Дата эта была строго фиксирована. Во всех государственных организациях зарплату выдавали в один день, который для сотрудников ГАИ становился самым напряженным — многие считали делом долга «обмыть» свою получку. Не гнушались после этого и за руль сесть.
— Проблема пьянства среди водителей и в то время стояла остро, — рассказывает Смирнов. — Поэтому инспекторы наизусть знали адреса всех кафе и ресторанов, где автомобилисты могли выпивать. Подъезжали прямо туда.
Не чтобы оштрафовать, а чтобы за руль не пустить. Григорий Истомин вообще считал лучшим средством предотвращения аварий не наказание, а профилактику.
— Он мог так пристыдить водителя, что никаких штрафов не надо было, — смеется Герман Борисович. — Взрослые мужчины краснели, когда он выговаривал им. Зато потом благодарили. Дескать, спасибо, что с пониманием отнесся и уму-разуму научил.
Хотя были, конечно, и те, которые никакому воспитанию не поддавались.
Полина Истомина (ее пригласили вчера в областное управление ГИБДД на профессиональный праздник ее мужа), держась за сердце, вспоминает, как однажды ночью к ним в дом ввалился сосед с топором и собакой.
— Это было как раз, когда Григорий на работе задержался, — говорит она. — Я еще и не знала, что в этот день он соседа прав лишил за серьезное нарушение. Ну, тот, видимо, и решил отомстить. Кричал, что убьет. Я детей в охапку сгребла и заплакала от страха. Сосед ушел, а на следующий день пришел с женой, сам плакал, прощения просил…
Был случай и когда на забор истоминского дома венок вешали, тоже с намеком на скорую расправу. Об этом уже вспоминает Герман Смирнов.
— Неподкупный был, — говорит подполковник в отставке. — Всегда улыбался — это да, но злостных нарушителей не прощал.
Из-за таких приходилось, ни много ни мало, и жизнью рисковать. Хотя, казалось бы, отвоевал Истомин свое на фронте, но не тут-то было…
Однажды заметил он, что грузовик по дороге виляет, остановил. Там — солдаты, пьяные. И водитель — тоже. Истомин попросил удостоверение. Шофер его протянул, а сам с места тронулся. Григорий Иванович с подножки упал, поднялся, за кузов схватился, так и волокли его, пока не отпустил… Домой вернулся весь в ссадинах, в крови, изодранной форме. Полина Григорьевна причитает, а он опять улыбается: «Зато номер запомнил!» Солдат потом судили за это.
… — А я с Григорием Истоминым познакомился, когда еще главным инженером в транспортном предприятии работал, — говорит Герман Смирнов. — Бывало, что и моих водителей он журил. За дело, конечно. А вообще, Истомина все тюменские водители знали. Его участок был — центральная улица Республики. Многие автомобилисты, проезжая мимо, махали ему приветственно. А кто-то и останавливался, руку пожимал. Даже те, которых Истомин в свое время наказывал по заслугам…
Когда Герман Смирнов пришел в ГАИ заместителем начальника, Истомин уже десять лет на пенсии был — так и ушел инспектором, в 1972 году. Умер в 1985-м. Ранение давало о себе знать, да и 28 лет службы в Госавтоинспекции (на посту и в дождь, и в снег, часто без служебной машины, просто пешком) здоровья не прибавили.
… Полина Истомина, щурясь от солнца, всматривается в скульптуру, которую установили около здания областного управления ГИБДД. Узнает знакомые черты.
— Эта скульптура дорожного инспектора в принципе, — говорит Герман Смирнов. — Но прототипом стал, конечно, Григорий Истомин. Честный, справедливый, профессиональный инспектор, который с полным правом мог сказать: «Честь имею!»
Эти слова написаны и на постаменте…
***
фото: Григорий Истомин за работой;Полина Истомина;Патрульный экипаж Григория Истомина – ГАЗ-51