Странности бензинового «рынка» в УрФО
Хорошо ездить на Урал! Можно выбрать трассу по душе — хочешь через Екатеринбург, через Курган, через Шадринск или Каменск-Уральский.
Все просторно, все знакомо. Не усыпляющий равнинный пейзаж, а как бы подобие Швейцарии. То с воем мотора карабкаешься вверх, то со свистом несешься в глубокую долину, по самому основанию которой звенит-струится крохотная прозрачная речушка.
Но хватит лирики. Поговорим о ценниках. О ценниках на бензин. Забавно, как они изменяются, едва покидаешь пределы тюменской Ойкумены. Суровые 29 с хвостиком (здесь и далее — речь о 95-м) исчезают сразу. Как будто оказались «невыездными». Скачок внушительный — сразу на полтора-два рубля. Вниз, естественно. И пока твои кровные через выхлопную трубу вылетают и оскверняют воздух предгорий, самое время поразмышлять: отчего и почему такие странные кульбиты вытворяют ценники на автозаправках?
Нам время от времени объясняют: мировая конъюнктура нефти, необходимость модернизации нефтеперерабатывающих заводов, отдаленность доставки и т.д.
Думается, что все эти объяснения рассчитаны на простаков -сплошное сотрясение воздуха и ничего общего с реальностью. На самом деле имеет место очень точный, статистически выверенный прицел на кошелек потребителя.
Используем для примера самую близкую нашему сердцу нефтяную компанию ЛУКойл, прилежным покупателем качественной продукции которой является автор.
Тюмень — литр 95-го стоил в день моего отъезда, 4 июля, 29.25.
Село Бродокалмак Челябинской области, в тот же день — 27.70.
До Челябинска остается чуть больше 60 километров, ценники колеблются в пределах статистической погрешности — 27.70 — 27.80 — 27.90.
Въехали в Челябинск — ниже 28.30 на ЛУКойле не видели.
Проехали дальше, на Аргаяш-Увильды, 95-й, как по свистку, опустился ниже 28 рублей за литр.
Кто бы это объяснил из специалистов вертикально интегрированной нефтяной компании?
Специалисты не рвутся объяснять, займемся предположениями. Первое и единственное — умение сбытчиков бензина считать деньги в чужом, то есть, в нашем с вами кошельке. Репутация Тюмени как региона, где денежки водятся, диктует и цифры на ценниках. И покупаем. А в сельской местности или на отдаленной трассе, где заправки лепятся одна к другой, приходится держать приемлемую цену. Не то покупатель уедет дальше. Что касается городов, то как бы ни разводили руками с калькуляторами в них антимонопольщики, трудно отказаться от мысли о том, что имеет место тот же самый «кошельковый» подход. Понятно, что горожане в массе — люди более заможные, стало быть, пусть платят подороже?
Может, бывший начальник танкосборочного цеха, а ныне полпред президента в УрФО обратит внимание на странности бензинового «рынка»?
Самое удивительное, что в той же поездке на пустынной дороге между селом Долгодеревенским и поселком Вахрушева промелькнула одинокая заправка того же ЛУКойла с непонятными цифрами 95-го — 27.01! Заправка выскочила из-за поворота неожиданно и так же быстро скрылась. Развернуться не было возможности. «Иль ты приснилась мне?» — еще долго вопрошал себя спешащий в дальние края водитель и заправился «под пробку» в уже знакомом Бродокалмаке — 27.70.