А кто читать будет? Пушкин?
«Если бы русскую литературу не преподавали в школе, у нее было бы куда больше почитателей» — с этим утверждением, пусть и иначе сказанным, сталкивался каждый.
В новом «президентском» списке книг, обязательных к прочтению школьникам, есть роман «Война и мир» Льва Толстого, а есть сюрреалистичная антиутопия «Кысь» Татьяны Толстой. А по-вашему, какие книги должен прочитать каждый?
Не так давно в Москве состоялся всероссийский съезд учителей русского языка и литературы, созванный по инициативе ректора МГУ Виктора Садовничего. Это уже седьмая встреча учителей-предметников под патронатом Московского госуниверситета (ранее делегатами были преподаватели математики, физики, биологии, химии, географии и информатики), так что особых потрясений никто не ждал. Однако, по рассказам участников, дискуссия за круглым столом неожиданно приобрела не только острый характер, но и политический оттенок.
Ольга Редина много лет преподает русский язык и литературу в тюменской гимназии N 1. На съезд ее пригласили как опытного педагога, а главное — как носителя почетного звания «Учитель года», присвоенного (что символично) в 2010 году, который был объявлен Годом учителя.
На одном из двух круглых столов, проводившихся в первый день съезда, она участвовала в обсуждении списка «100 книг, которые можно предложить школьникам в качестве обязательного чтения». О необходимости его создания некоторое время назад говорил ныне действующий президент России. Неудивительно, что перечень литературы быстро окрестили «списком Путина», хоть сам Владимир Владимирович не участвовал в его создании.
— До сих пор никому не ясно, заменит ли в перспективе этот список школьную программу или станет обязательным дополнением к ней, — признается Ольга Редина. — Неизвестны и критерии, по которым из всех шедевров литературы отбирали достойнейшие. Мои слова — даже не критика. Сама инициатива — президент обратил внимание на ту роль, которую чтение играет в формировании человеческого характера — определенно внушает надежду. Возможно, его интерес передастся и чиновничьему аппарату. Но любой профессионал, работающий в нашей системе, скажет: «100 книг — это очень мало». Благо, если они окажутся такими, что ученикам захочется дальше читать самостоятельно.
… Однако и содержание списка вызвало горячие споры. Многих учителей, привыкших преподавать исключительно русскую литературу, насторожило обилие иностранных авторов. Пусть даже это непререкаемые авторитеты вроде Антуана де Сент-Экзюпери, Редьярда Киплинга, Чарльза Диккенса и Эрнеста Хемингуэя. В ход шли предположения о «недостаточной литературности переводов» и упоминание о «национальной и культурной идентичности». Не всем делегатам оказались хороши и отечественные, но современные писатели. Впрочем, тут почва для споров и впрямь была богатой.
— Вот одобрим мы включение в список Людмилы Улицкой. Какое из ее произведений стоит выбрать? — задается вопросом Ольга Редина, но сама не находит ответа.
И действительно, если с классиками все более или менее понятно, то с современниками — беда.
Например, в «100 путинских книг» попала повесть «Страна багровых туч», написанная в 1957 году Аркадием и Борисом Стругацкими, но все поклонники их творчества, с которыми я обсуждала эту тему, в один голос утверждали: «Выбор составителей совершенно не понятен!» При этом в качестве верного решения все они предлагали разные произведения.
Кроме того, даже самый сбалансированный перечень не будет самодостаточен. Он — инструмент в руках учителя. А в нашей стране на местах умеют удивительно абсурдно и нелепо интерпретировать указания сверху. Страшно представить, что сотворит некомпетентный педагог (а есть и такие), обсуждая со старшеклассниками рассказ Михаила Булгакова «Морфий». Особенно если учесть приписку от составителей «100 книг»: «Как антиреклама».
— Читателя нужно выращивать, постепенно переходя от простого к сложному, — говорит Ольга Владимировна. — Поэтому мы не отвергли список в том виде, в котором он нам достался, а предложили отдать его на суд общества. Пусть учителя, деятели науки и культуры, просто люди читающие: дети, родители — сами определят… даже не книги, а желаемые критерии их отбора.
… Плох получится «список 100 книг» или хорош — будет видно. Но та его часть, что предназначена для выпускников, возможно, будет короче остальных двух. Как рассказала Ольга Редина, в утвержденных стандартах для третьей ступени обучения (старших классов) нет отдельных предметов «русский язык» и «литература».
— А есть один новый, никому не ведомый — «русский язык и литература», — добавляет она.
Эта тенденция в реформировании школьного филологического образования вызывает тревогу. По словам Ольги Владимировны, педагогическое сообщество настораживает уже само название новой дисциплины. Как слить воедино два совершенно разных курса? Методические рекомендации отсутствуют, а в вузах преподавателей-словесников такому не учили. И другая сторона медали: «Один предмет вместо двух — вдвое меньше часов». Со всеми вытекающими из этого последствиями.
— Педагогическое сообщество категорически отвергает идею слияния двух предметов, об этом мы заявили в третьем пункте резолюции Всероссийского съезда учителей, — резюмирует Ольга Редина. — Грамотности без привычки к чтению не бывает. Если говорить откровенно, то у меня, да и не только у меня, складывается ощущение, что с каждым витком школьной реформы литература как предмет утрачивает свое значение. Учителя литературы всегда выполняли важную государственную задачу — формировали в подрастающем поколении целостное национальное сознание. Как видно, в этом больше нет необходимости.
… Первого сентября нынешние ученики 10-х и 11-х классов увидят в расписании русский язык и литературу отдельно (новые образовательные стандарты для старших классов пока на стадии эксперимента). И писать сочинения они будут по тем же произведениям из обязательной школьной программы, что многие школьники до них. Принято считать: люди, читавшие одни и те же книги, как бы говорят на одном языке. Это сближает.
Но, на мой взгляд, каждый решает сам: какие книги ему необходимо прочесть. И обязательный список, даже самый лучший, тут не поможет. Школа же просто должна поддерживать в детях желание читать. Чтобы оно не исчезло.