Народный театр борется за выживание
Тюмень — город театров. Больших, маленьких, профессиональных и любительских… Всех и не перечесть — их больше десятка.
И у каждого — своя история. Кому-то повезло больше: есть и хорошая сцена, и зрительское внимание. А кто-то остался в тени, наедине со своим творчеством.
Я говорю о необычном старожиле нашего города — любительском народном театре. В этом году ему исполняется 92 года!
И чего только ни пережил коллектив за это время. В начале пути артисты были востребованы и любимы публикой, завоевывали награды на фестивалях и смотрах. В 1962 году театр получил звание народного.
Большая часть творческой жизни прошла во Дворце культуры «Железнодорожник»: там актеры давали спектакли, проводили репетиции и хранили реквизит. Но в 2005 году все творческие коллективы потихоньку стали распускать. Руководство ДКЖ утверждало, что самодеятельность перестала привлекать тюменцев. К тому же сдавать кабинеты в аренду намного выгоднее. А с детской сказки какая прибыль?
В один прекрасный день актеры не обнаружили в костюмерной большую часть реквизита. Вещи вывезли на свалку без их ведома…
Так и стал народный театр бездомным, а артисты называли себя «бродячими». Они кочевали из одного конца города в другой, репетировали в Домах культуры на окраинах Тюмени. Кто-то не был готов к таким переменам и вовсе покинул коллектив. Пошли по городу слухи, что народный театр распадается.
Но он — жил, он — работал! Ставили новые спектакли, сами шили костюмы, выезжали с концертами в санатории, дома отдыха, школы…
А спустя семь лет, зимой этого года, режиссеру театра Владимиру Шмакову сообщили радостную весть: есть хорошее помещение, сцена, зал на 200 человек! Им предложили поселиться в концертном зале дома купца Колмогорова, который четыре года находился на реставрации. И труппа без раздумий перебралась на постоянное место жительства.
Новый театральный дом
Дом Колмогорова актерам уже был знаком. Они помнят его старые стены и сырость подвалов: собирались здесь еще до ремонта, репетировали и ставили спектакли.
— Года полтора мы тут работали — центр татарской культуры нас приютил. Весь реквизит, что сумели сохранить, сложили в подвал. Кто же знал, что после дождя вода поднимется до щиколотки! Часть костюмов пострадала, — вздыхает Владимир Шмаков.
Спустя четыре года актеры вернулись в совсем новое помещение. Теперь здесь тепло, светло и сухо. И расположен дом Колмогорова практически в самом центре города: здание из красного кирпича стоит в Старой Зареке, совсем рядом с пешеходным мостом. О чем еще может мечтать творческий коллектив?
— О зрителях, которые нас вниманием не балуют, — отвечает Шмаков.
На новой сцене народный театр показал четыре спектакля, но выступали актеры перед полупустым залом. Собиралось человек тридцать — давние знакомые театра, которые все эти годы путешествовали вместе с труппой.
— С одной стороны, выступать перед малочисленной публикой — приятнее. Чувствуешь контакт с залом, получаешь удовольствие от игры на сцене… Иной раз полный зал народу, но нет искры — зрители молчат, не реагируют, — разводит руками Владимир Викторович. — Но все же актерам хочется развиваться, реализовывать себя… Помню, в 2005-м, еще во Дворце «Железнодорожник», тюменцы раскупали билеты на наши премьеры. За неделю — сто тысяч рублей выручки! А сейчас…
А сейчас на все выступления народного театра можно попасть без билета, бесплатно, да никто не рвется.
И как только артисты ни пытались привлечь к себе внимание: расклеивали афиши на тумбах и остановках, зазывали народ с улиц. Люди удивленно смотрели на незваных гостей и спрашивали: «Вы в новом центре татарской культуры играете? А мы татарского языка не понимаем!» Вот и объясняли каждому, что к чему…
Благо, детей здесь бывает много: школы отправляют ребят на автобусах.
Так, на этой неделе подростки познакомились с постановкой «Если нет 16-ти» Богуславского. Юные зрители на удивление режиссера и учителя сидели тихо, внимательно слушали актеров. Все потому, что спектакль — серьезный, о войне. Это история отважного мальчика Вовки, который по поручению подпольной комсомольской организации втирается в доверие к немецкому офицеру. Когда немец уходит из дома по делам, парень крадет из его чемодана важные документы. Эти бумаги помогли спасти 47 русских солдат! Вот только сам Вовка в живых не остался…
— Мы и сами часто выезжаем в школы, за свой счет нанимаем автобус и отправляемся на гастроли. А кто нас повезет? Кому мы нужны? Играть-то хочется, зрительского внимания — тоже. Последнее время мы просто выживаем, — Владимир Викторович повышает голос.
— У иных и этого нет! — возражает актер Сергей Шулинин. — Счастье к нам приходит, преодолевая трудности. Иначе оно ничего не стоило бы.
Одна на всех идея
В новом зале народного театра есть все необходимое. Профессиональный свет, красивый занавес, удобные зрительские стулья, кабинка для звукорежиссера.
Сцена, правда, тесновата: хороших декораций сюда не выставишь. Зато есть видеопроектор, который может создать любой интерьер. Хочешь, изобрази на стене лазурный берег, хочешь — зимний пейзаж.
Современные технологии заменяют громоздкие декорации. Сейчас они хранятся в прохладном подвале центра. Там и избушка на курьих ножках, и сказочный ларец, и ширмы.
Актриса Нина Нифонтова хорошо помнит этот старый реквизит. Она — ветеран народного театра, выступает на сцене больше тридцати лет. Нина Васильевна играла и в детских сказках, и в серьезных спектаклях. И всегда на главных ролях.
— Привела меня сюда моя коллега, я инженером работала. Тогда театром руководил Виктор Шмаков — отец Владимира Викторовича. Он был профессиональным актером, серьезно с нами занимался… Говорят, актер умирает на сцене вместе со своим героем. Вот и он с нами умирал… Удивительный был человек! — рассказывает Нина Васильевна.
Она пришла на репетицию спектакля «Идеальный возраст», который пройдет в конце сентября на новой сцене театра. Нина Васильевна открывает старую, потрепанную записную книжку. Еще в 1994 году она аккуратно записала в нее свою роль. Нина Васильевна исполняет в постановке Акулину Степановну, пожилую и очень богатую женщину. Старушка приезжает к родственникам и решает, кому отдать свои накопления. Правда, достойного наследника так и не находит: все кажутся ей алчными и меркантильными.
— Акулина Степановна передает деньги в Институт молодости. Вот сейчас кто-нибудь смог бы пожертвовать деньги на науку, как она? Вряд ли… — говорит Нифонтова.
— Этот спектакль рассказывает о человеке, который живет идеей и готов на все ради осуществления мечты. Деньги — не главное в этой жизни. Главное — то, что у нас внутри, а декорации всегда меняются, — поддерживает ее Сергей Шулинин.
— Значит, этот спектакль и о вас тоже? — спрашиваю я.
— Наверное. Ведь мы только театром и живем! И нам жаль, что все рушится. Раньше была какая-то идеология, нас поддерживали, возили на областные слеты народных театров, фестивали и конкурсы. Актеров даже с работы отпускали ради спектаклей. Мы ведь все люди занятые: в нашей труппе работают педагоги, предприниматели, кандидаты наук, инженеры и строители! Вот и собираемся только по выходным, — вздыхает Владимир Шмаков.
Сейчас в театре всего 15 актеров, но встретиться полным составом удается редко. Вечером приехать в Старую Зареку не каждый решится — страшновато возвращаться по темным улицам. А в выходные у каждого свои дела: дома, на даче, у родственников…
Сейчас Владимир Шмаков ставит сразу несколько спектаклей параллельно. Есть среди них и классические постановки, и молодежные спектакли на острые темы.
Театр только встает на ноги после трудного периода своей истории. Актеры верят, что со временем ситуация изменится, и народ потянется к ним. Правда, для этого придется приложить немало усилий…
— Да, Тюмень — город театров. Но театральным городом я не могу его назвать. Ведь одно дело красиво одеться и прийти на спектакль, и совсем другое — понять и почувствовать смысл увиденного и услышанного. Пока зрители ждут только комедий и зрелища, не хотят думать и творить вместе с актерами, — подытоживает Владимир Шмаков.
***
фото: Владимир Шмаков: эмоции режиссера во время репетиции;Актриса Ираида Павловская;На сцене молодые артисты театра – Наталья Кожина и Антон Ливерко;Сергей Шулинин и Наталья Кожина;Нина Васильевна Нифонтова: театр будет жить!