X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

ГЛОНАСС — всевидящее око

Многие руководители транспортных предприятий согласны, чтобы водители их… обворовывали. Только бы не повышать им зарплату.

С такой странной позицией столкнулись организации, которые занимаются установкой приборов глобальной навигационной спутниковой системы на грузовые автомобили и машины общественного транспорта.

— Были в нашей практике такие случаи, когда после установки датчиков учета водители массово начинали увольняться из транспортной компании, — рассказывает Андрей Дергоусов, директор фирмы «760йлТюмень». — Потому что раньше плюсом к своей зарплате в 15 тысяч рублей они еще могли слить казенной солярки на такую же сумму и заработать на халтуре. А с прибором, который фиксирует весь маршрут и рассчитывает затраченное на дорогу топливо, сделать это невозможно. Руководители спрашивали у нас: и как быть, народ-то уходит? Мы отвечали: так вы теперь экономите на топливе, поднимите им зарплату! Но управляющие говорили, что им проще было закрывать глаза на воровство, чем повышать оклады…

Ничем иным, как пресловутым менталитетом, объяснить такой странный менеджерский подход к работе невозможно. ГЛОНАСС -она хоть и наша, родная система, сделанная, как говорится, в Союзе, но приживается в народе с очевидным трудом.

Технический регламент, по которому грузовой и пассажирский транспорт должен быть в обязательном порядке оборудован спутниковыми приборами, утвержден правительством области еще в 2009 году. С тех пор и раскачиваемся. Крайние сроки несколько раз переносили. Теперь вот отложили «день икс» на 1 января будущего года. Дескать, с этого момента ни один автобус без ГЛОНАСС никуда не поедет!

— Мы не исключаем, что в это время к нам выстроится очередь, потому что людей уже несколько лет подряд пугают волками, а волков-то никаких и нет. Вот все и надеются, что сроки опять отодвинутся, поэтому откладывают установку датчиков на потом, — предполагает Андрей Дергоусов. -Многие боятся прогореть — так же, как это было, например, с ремнями безопасности. Одно время припугнули, сказали, что они нужны на всех автобусах дальнего следования, а сейчас все затихло…

Транспортники, которые поторопились обзавестись этими ремнями, сейчас меньше всего радуются тому, что выиграли, — так как обезопасили своих потенциальных пассажиров. Думают они, в первую очередь, о потраченных «впустую» деньгах.

Сколько придется потратить на ГЛОНАСС и чем это обернется, говорили в четверг в кафе «Маска» за круглым столом. Здесь собрались представители всех структур, которые так или иначе имеют отношение к новому (относительно, конечно, новому) проекту.

— Из 120 единиц техники, которая работает по Центральному округу, 106 оснащены спутниковой системой, -сообщил руководитель Центральной управы Валерий Борисов. — Я бывал в диспетчерской, где специалист в режиме реального времени наблюдает, куда поехала мусоровозка, куда -подметательная машина… Система, действительно, работает. И уже оправдывает себя: сократилось время простоев, тратится меньше топлива, увеличивается объем выполненной работы…

Это-то и пугает иных водителей, которые с момента установки хитрого приборчика оказываются «под колпаком». Получается, что трудиться-то надо по-настоящему!

По словам руководителя IT-отдела «Тюменьавтотранса» Сергея Бон-даренко, поначалу, когда внедрение ГЛОНАСС только началось в автобусных парках, шоферы устраивали саботаж. Перерезали проводки, придумывали «глушилки» для антенн… В общем, всячески пытались избавиться от чрезмерной опеки со стороны руководства.

— Сейчас такого уже нет, — говорит Бондаренко. — Спутниковыми приборами оснащены около 180 машин автобусных парков. Помимо навигатора, который фиксирует точность маршрута и время в пути, на некоторых автобусах есть датчики расхода топлива. А на двух машинах — фиксаторы пассажиропотока. Пока еще неизвестно, будут ли такие фиксаторы рентабельны.

— Еще как будут! — уверен Валерий Борисов. — С их помощью можно узнать, сколько людей, в какое время и в каком направлении передвигается. Проще станет рассчитывать, сколько автобусов потребуется на маршрут.

Но о таком идеальном взаимоотношении с ГЛОНАСС говорить пока рано, считает начальник отдела организации регулярных перевозок «Тюменьгортранса» Дмитрий Новоселов. Есть еще в работе системы небольшие огрехи. Например, перебои в связи или неточности в карте. Однако это проблемы устранимые.

Лет десять назад никто вообще не верил в состоятельность ГЛОНАСС, предпочтение отдавали исключительно технологии GPS. A сейчас вон насколько вперед шагнула отечественная навигационная система. Глядишь, и дальше будет совершенствоваться. Главное, чтобы цены сильно не росли.

— Датчик на одну машину обошелся нам примерно в 14 тысяч рублей, — говорит исполнительный директор ТПАТП-2 Николай Куприн. — Ежемесячное обслуживание каждого прибора — 70 рублей.

Если верить Андрею Дергоусову, который с ГЛОНАСС на «ты», то за несколько месяцев затраты станут окупаться с лихвой. При условии, конечно, если снова не начнут резать проводку.

— В дальнейшем будет полезно также установить на автобусы датчики аккуратности вождения и фиксаторы превышения скорости, — продолжает Дергоусов. — Если учитывать, что ДТП с участием общественного транспорта сейчас довольно много, то это совсем не лишнее.

Правда, навигационная система и без таких «навороченных» датчиков значительно помогает в профилактике аварий и всяких неприятных ситуаций, в которые частенько попадают пассажиры. Недобросовестному водителю теперь труднее скрыться от ответственности. Диспетчеры в два счета могут выяснить, где и во сколько он находился. А значит, и причастность его к дорожно-транспортному происшествию вычислить легче.

— Нередко к нам обращаются и сотрудники правоохранительных органов, которые разыскивают без вести пропавших людей, — говорит Дмитрий Новоселов. — В том случае, например, если пропавшего последний раз видели на остановке. Диспетчеры выясняют, в какой автобус он мог сесть…

Затронули участники круглого стола и тему частного транспорта. Одни высказали мнение о том, что свободные от каких-либо обязательств водители тем более не захотят лишний раз «светиться». А коммерческий директор организации «Технология Тюмень» Максим Евтюхов заметил, что темные времена прошли, и людям не стоит особенно прятаться. Наоборот. Если в автомобиле будет установлен спутниковый приборчик, то безопасность водителя возрастет. Случись что на трассе, его в считанные минуты разыщут сотрудники экстренных служб. В Европе спутникового наблюдения, например, уже никто не боится.

Приживется ли эта практика у нас? Время покажет. Дожить бы сначала до 1 января!

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта