Место рождения — «Красный Октябрь»
Когда говорят «родился мастер», имеют в виду, что человек ярко раскрыл свои способности. Анатолий Степаненко родился на ДОКе «Красный Октябрь» в буквальном смысле.
— Здесь раньше был медпункт, — говорит Анатолий Викторович, показывая на низенькое здание на территории завода. — Мама у меня работала на лесопилке, тягала бревна. Мастера говорили ей: «Рано еще в отпуск, живот маленький». Пока однажды ей не стало на работе плохо — это я просился на свет…
После такого знакового дня рождения разве мог Степаненко устроиться в другое место? Здесь работали его отец и дед, и сам он вот уже 28 лет водит комбинатский грузовик.
— Я и живу тут недалеко, в ста метрах, — рассказывает водитель.
— Захожу в цеха — меня все знают, и я всех знаю. В другое место и не тянет!
Цеха комбината сильно изменились с 1955 года. Бревен здесь никто не «тягает», ручной труд сведен к минимуму — все делают машины.
В цех переработки плитных материалов с нижней площадки предприятия приходят ламинированные плиты ДСП. Они словно танцуют на транспортерах. Автоматы режут плиты по заданным размерам, клеят кромки, высверливают монтажные отверстия.
Гордость предприятия — фрезерный центр, способный выпилить деталь любой формы и, соответственно, наклеить кромку.
— Это практически робот! — восхищенно говорит начальник производства Ольга Квятковская. — Из стандартного прямоугольного листа ДСП он вырежет хоть ромашку!
Правда, цветочки и прочие декоративные изделия тут просто невозможны.
— Мы занимаемся серийным производством, а не творчеством, — строго говорит Ольга Сергеевна. — Если рабочий хочет сделать что-то для себя, то он оплачивает стоимость материалов и время работы станка. Оборудование очень дорогое, мы не можем рисковать исправностью агрегатов!
Рабочие тоже сосредоточенны и деловиты. Первый перерыв с начала трудового дня — через два часа. Цех дружно затихает, а спустя 15 минут так же слитно начинает жужжать вновь.
Над местом одного из операторов висит самодельная медалька с надписью «Шульгину от народа за труд!»
— Это бригаде моей делать нечего, — говорит Александр Шульгин. Его серьезное лицо преображается, озаряется улыбкой:
— Любят они меня, наверное…
— Когда же нашли время для этого?
— Для этого есть обед! — опять смеется бригадир.
Еще один вариант применения творческих способностей — цех заказной мебели. Там изготовляют незаурядные вещи по индивидуальным чертежам — работа, в основном, ручная. Правда, молодой рабочий Александр Занин перешел оттуда в бригаду к Шульгину — говорит, что хочет научиться работать со сложной техникой.
Мастер сборочного отделения Эля Токарева за 30 лет изучила все этапы производства. В 1981 году она пришла на лесопилку в отдел ОТК, после работала на производстве мебели, когда еще там стояли ручные станки, а сейчас руководит рабочими на сборке мебели. Сын Эли Александровны стал оператором в цехе переработки плитных материалов, на ДОКе встретил жену.
Со снохой Татьяной Токарева, по ее словам, никогда не ссорится — сближает общая профессия: Татьяна, как когда-то и сама Эля Александровна, работает в отделе ОТК.
Вчера Эле Токаревой, водителю Анатолию Степаненко и еще 22-м работникам «Красного Октября» вручили благодарности от администрации города, департамента лесного комплекса и руководства предприятия.
Награждение традиционно состоялось в День работников леса. По словам Ольги Квятковской, на ДОКе считают этот праздник своим. Компания сотрудничает с департаментом лесного комплекса, здесь стажируются учащиеся лесотехникума, сюда приходят на экскурсии школьники и студенты.
Отправиться на пикник по случаю праздника могли все желающие — им оплачивали полный рабочий день. Кто хотел работать, тот остался на комбинате. Все-таки производство — превыше всего, а все остальное — потом.
***
фото: Бригадир Александр Шульгин;С любовью от бригады;Рабочая Ирина Жукова;Плиты ДСП на последнем этапе переработки;Водитель Анатолий Степаненко.