Небо стало к этим ребятам чуточку ближе
В лаборатории авиамоделирования клуба детского творчества имени Кижеватова пахнет деревом. Дети шлифуют наждачной бумагой заготовки, пыль оседает на их волосах. Только деревяшки в их руках — не ножки табуреток или столов, а плавные детали самолетов.
Планеры развешаны по стенам, в холле клуба — большая экспозиция летательной техники. Летательной — в прямом смысле слова.
— Вот, осталось только установить моторчик, и можно участвовать в гонках, — говорит школьник Илья Кукарских, держа в руках модель планера.
Всю прошлую неделю кижеватовцы проводили фестиваль спортивно-технических видов спорта — с мастер-классами и викторинами в школах, ознакомительными поездками на маленьких машинах…
Директор клуба Олег Пупов говорит, что к участию в фестивале целенаправленно приглашали всех желающих.
— Мы организовали во дворе площадку, где дети могли прокатиться на карте. И от юных гонщиков не было отбоя! — рассказывает Олег Алексеевич. — На мой взгляд, интерес к техническим видам спорта возвращается к тому, каким он был пятнадцать-двадцать лет назад… Правда, тогда соревнования могли проводить на площади 400-летия Тюмени. Сейчас такой возможности нет, как нет и специализированной тренировочной трассы. А трасса — необходима. Дети растут, ездить по двору им надоедает, да и для оттачивания мастерства дворовая площадка не годится. То же и с условиями тренировок для авиамоделистов — здесь свои требования к технике полетов и безопасности.
… Гала-представление фестиваля провели на стадионе «Строймаш». Радиоуправляемые вертолеты, которые делали в воздухе пируэты, летали пропеллером вниз, зависали над головами зрителей, вызывая наибольший восторг детей. На картах — в ярких комбинезонах, словно с «Формулы-1», — посоревновались две группы гонщиков. У одной из команд (в синих костюмах) порвались тормоза, да еще один из участников проехал лишний круг. Победа досталось младшей группе «красных». «Синие» не расстроились — «с кем не бывает». Только теперь придется чинить тормоза.
Обе машины, как и стоявшие на стадионе квадроцикл и снегоход, дети собрали своими руками.
— Может быть, они не станут заниматься моделированием всю свою жизнь, — рассуждает Олег Пупов. — Но базовые навыки работы с инструментом, знание техники им обязательно пригодятся. К тому же, это очень престижно, если, скажем, семилетний ребенок знает, как накачать шины, какое в них должно быть давление.
Директор называет профессии фрезеровщика, автомеханика, слесаря — кем могут стать его юные воспитанники. Любовь к ручному труду и рабочим специальностям, о которой сейчас так много говорят, закладывается именно в таких секциях, считает он.
Преподаватель авиамоделистов Александр Баранов говорит о профессиях диспетчера на авиалиниях, летчиках, бортоператорах: многие его ученики ушли из «малой» авиации в большую.
Сам Александр Игнатьевич когда-то начинал в подобной школе авиамоделирования, да так и остался учить молодых. Его команда занимает первые и вторые места на этапах всероссийских соревнований — в Санкт-Петербурге, Омске, Екатеринбурге, Владимире. И на нынешних не ударили в грязь лицом: Иван Кукарских занял третье место в воздушном бою, Денис Маляревский — второе, Сергей Важенин стал лучшим в классе радиоуправляемых моделей с электродвигателем.
На фестивале в «Строймаше» был директор городского департамента по спорту и молодежной политике Евгений Хромин. Он обошел все аудитории, познакомился с детьми и преподавателями. С директором Пуповым они обсудили возможности сооружения тренировочной трассы.
— Но сейчас нам главное — пережить ремонт, — говорит Олег Пупов.
Капитальная реконструкция клуба начнется в конце октября и продлится год. Обновятся коммуникации, появятся новые раздевалки и душевые. Клуб получит более современные условия для занятий, и, как надеется руководство, еще больше детей захотят стать гонщиками или летчиками.
***
фото: Авиамоделисты;Картинг во дворе;Александр Баранов;Снегоход;Илья Кукарских с моделью