На экране — жизнь без прикрас
Тюменский кинофестиваль документального кино «КинЗа» делает то, чего в нашем городе больше не делает никто. Он показывает кино неигровое, документальное, отображающее жизнь такой, как она есть.
Эти короткометражные фильмы зачастую невозможно посмотреть даже по телевизору, а уж на широком экране — и подавно. Сами режиссеры, авторы картин зачастую видят свои фильмы в таком масштабе именно на кинофестивалях. Иногда во время просмотра режиссеры плачут. Эти слезы Наталья Соколова, идейный вдохновитель и организатор фестиваля «КинЗа», видела не раз.
— В нашей стране снимается множество документальных фильмов, — говорит Наталья Павловна. — Но мало кто их видит. В кинотеатрах их показывают редко, молодежь почти перестала смотреть телевизор, вся ушла в Сеть. Их показывают, в основном, фестивали.
… Для Тюмени «КинЗа» нынешнего года — уже третья по счету. Несмотря на то, что блокбастеры, всевозможные « стрелялки» и «ужастики», которыми забита программа любого кинотеатра, не перестают быть популярными, тюменский фестиваль показывает — это далеко не все, что есть на кинорынке. Каждый год в прокат выходят фильмы, которые можно назвать теледокументальными, арт-хаусными или просто документальными.
Такие, например, как тюменские телевизионные фильмы «Дело о бороде» и «Право на память», которые показали в первый день фестиваля. Краевед и историк Александр Петрушин (он непосредственно участвовал в создании фильмов) рассказал после показа, что картины создавались исключительно на основе документальных сведений. Нет в них ни слухов, ни тайн, ни художественного вымысла.
А вот игровые моменты все же присутствуют — чтобы разнообразить сюжет. Так, в фильме «Дело о бороде», что рассказывает о церковном старосте Михаиле Ханжине, который был расстрелян за то, что во время Второй мировой войны верил в бога и отказался сбривать бороду, показывают самого Ханжина. Вот он во время допроса, вот — затылком к дулу ружья, из которого его расстреляли… Эту роль исполнил актер Евгений Потрепалов.
— Но мы ничего не выдумали, -говорит Александр Антонович. -Например, те слова, что Ханжин-Потрепалов говорит на допросе, взяты из официальных документов архива следственного отдела. То есть, Ханжин именно это во время допроса и говорил.
… Совершенно другое кино, отличное от телевизионного, представляет у нас московская киношкола Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Наталья Соколова рассказывает, что школа существует с 2009 года, а сама Разбежкина и ее выпускники без преувеличения делают лучшее документальное кино в стране.
На тюменском фестивале киношколу Разбежкиной представил ее ученик, известный актер и режиссер театра и кино Алексей Жиряков. Именно у него журналисты спросили: в чем особенность фильмов, которые делают выпускники этой киношколы?
Чуть позже, когда начнется показ фильмов Марины Разбежкиной «Просто жизнь» и «Люди Олени Болота» и самого Алексея Жирякова — «Дом у дороги», без объяснений станет понятно, в чем эта особенность. Это исключительно документальное кино, где нет ни единой постановочной реплики, ни одного специально выстроенного кадра, где нет сюжета, задуманного сценаристом или режиссером. Но это кино очень просто спутать с фильмом художественным, игровым. Разве могут люди подпускать человека с камерой так близко в свою жизнь? Не замечать, что тебя все время снимают, пока ты сидишь на работе, или ходишь в магазин, или готовишь обед, или, простите, ковыряешь в носу?
Алексей Жиряков знает, что это возможно.
— Конечно, это происходит не сразу, — говорит он. — Фильм «Дом у дороги» я снимал около полутора месяцев. Он — о семье, что живет в деревеньке в Воронежской области. Все полтора месяца я находился в этой семье. Отец и дети согласились сниматься сразу, а мама долго отказывалась. И даже потом, когда согласилась, я знал, что должно пройти время, прежде чем люди привыкнут к камере, устанут перед ней позировать и просто заживут своей жизнью, не обращая внимания на объектив.
«Дом у дороги» рассказывает о том, что в современной российской деревне работы почти нет — а жить все равно хочется. Саша и Марина растят троих детей в покосившемся домике без водопровода. В сельском магазине они покупают дешевые полуфабрикаты, хлеб, кетчуп и майонез — в кредит. Саша объезжает соседей на старенькой «копейке» и чинит компьютеры, пока Марина ведет скудное, даже по сельским меркам, хозяйство. Но в их домике действительно есть и счастье, и любовь, и вера в то, что жизнь наладится.
В центре внимания — жизнерадостная и обаятельная дочь Катя, дочка Марины и Саши. Но какое будущее ждет эту маленькую девочку?..
Алексей Жиряков объясняет, что снимает так называемое «горизонтальное кино», отличное от телевизионных и художественных фильмов, которые считаются «вертикальными».
— Разница в том, что вертикальное кино по замыслу режиссера должно преследовать сверхзадачу, даже через простой сюжет говорить о вечных ценностях, подталкивать человека к размышлениям о вечном, как у Тарковского, — говорит Алексей. — «Горизонтальное» же кино лишь показывает человека в его обыденной жизни. Но человек должен быть интересным.
Такова, например, история Шурочки, женщины лет под 50, что всю жизнь ходит из одной деревни в другую взвешивать трактора. Ее будни запечатлела режиссер Марина Разбежкина в фильме «Просто жизнь». Пристально наблюдая за ее «насекомым существованием», Разбежкина обнаружила в Шурочке нечто от кинодивы 1930-х годов. Ее героиня пританцовывает под песни Леонида Утесова, улыбается фотографиям старых советских актрис и в своем одиноком провинциальном бытие обнаруживает удивительный вкус к жизни.
… Фестиваль «КинЗа» продолжается. Последние фильмы будут показывать 13 октября. Еще есть время собраться, прийти в зал и узнать о современном документальном кино все. Показы проходят по адресу: ул. Республики, 152.
***
фото: Наталья Соколова открывает фестиваль;Алексей Жиряков;Немногочисленные зрители кинофестиваля;Фотографии Михаила Ханжина из его личного дела, показанные на экране.