Любовь была сильнее войны
Людмила Башкина пришла в редакцию не с пустыми руками — принесла с собой увесистую стопку листов, аккуратно переплетенных под обложкой.
Это — летопись ее семьи и ее предков. Людмила Филипповна начала вести ее десять лет назад, в августе 1993 года.
Она вспоминает своих родителей, дедов и прадедов. Как они жили и работали, кем были. Ценны эти воспоминания необыкновенными подробностями, мельчайшими деталями, которые Людмила Филипповна вплетает в свое повествование. Это не сухая биографическая справка, а живой рассказ летописицы, который она обращает к своим детям, внукам и правнукам.
Самой близкой, самой родной веточкой в генеалогическом древе будет для внуков, конечно, она сама, Людмила Филипповна, и ее муж, Олег Федорович. Многих Великая Отечественная война разлучила, раскидала по стране. А двух подростков из Уфы — так уж вышло — свела вместе.
«В 1941-м мне исполнилось 16. Получила паспорт, а училась в седьмом классе, потому что учиться пошла поздно, в 10 лет, — пишет Людмила Башкина. — В войну таких, как я, отправляли учиться в ФЗО, а дальше — работать по заводам в другие города. Папа посоветовал мне идти на авиационный завод, который к нам эвакуировали из Рыбинска. Там как раз объявили набор в ученики.
Станки стояли на цементных площадках под открытым небом. А кругом шла своя необходимая работа — восстановление выгруженного завода. Ставили стены, подводили крышу, покрывали ее стеклом… А на станках тем временем уже работали токари, револьверщики, шлифовщики… Вовсю кипела работа!
Устроилась я в группу «Бронза ». Отучилась месяц у токаря, молодого паренька Пети. Работали мы по 12 часов, а если сменщик не вышел, приходилось и по 16 работать. Особенно тяжело было в ночную смену! С четырех и до шести часов утра нестерпимо хотелось спать. Работали-то молодые! Иногда, засыпая, держались за ручку станка и включателя. Хорошо, если рядом бригадир или мастер — предотвратят беду. А были случаи и с плохим концом, печальные, не буду вспоминать.»
Так для 16-летней девочки началась взрослая жизнь. Отец, старшие братья, друзья — все ушли на фронт. Им писали письма, их ждали. И то на одного придет похоронка, то о другом сообщат: живой, но где-то в санбате или госпитале.
«На заводе работало много молодежи. Трудно было, но молодость брала свое. Влюблялись, приглядывались друг к другу и как могли встречались. Хлеба рабочим давали 800 граммов. Да по талонам для обедов — по 5-10 граммов растительного масла и по 20 граммов мяса. На этом пайке долго не протянешь. Поэтому завод, чтобы легче было молодежи прожить, весной выделял по две сотки земли на человека — под картошку и овощи. Мы ехали на автобусе на отвод земли, и многие сразу оставались здесь — вскапывать свой участок. Осталась и я.
Закончила работу, смотрю — через один участок стоит паренек. Я его уже знала по заводскому участку «Алюминий», мы через его цех ходили на склад, масло заливать в масленки. А они ходили через нашу группу точить слесарные инструменты. Так мы с Олегом друг друга и присмотрели.
Жила я в бараке, а землю давали за нефтеперерабатывающим заводом — самая окраина нашего городка Черниковска (теперь это жилой район Уфы — А.Ч.)
Пока шли до бараков, Олег пригласил меня в кино — назавтра после смены. Так и пошли в девять часов вечера прямо в спецовках, грязных, замасленных.
Начали встречаться. Олег, бывало, проводит меня из кино до барака, а самому надо обратно к заводу нашему, и еще час до дома пешком добираться. На сон времени совсем не оставалось!
Тяжелое то было время. А встречи — редкие, мимолетные. Но были мы счастливы!»
А потом вместе отпраздновали новый, 1943 год. Где-то гремели снаряды, и шла война. А в скромной комнатушке парни и девушки, на последние деньги купив продуктов, накрыли стол. Ждали победы и новой, мирной жизни. И она наступила. После войны Людмила и Олег поступили учиться. Он — на геолога, она — в финансовый техникум. Пять лет «дружили добросовестно», как шутливо говорит Людмила Филипповна. Потом Олег Федорович заочно окончил Московский институт имени Губкина, и направили его по распределению в Урай, главным инженером в геофизику.
Так семья перебралась из Башкирии в Тюменскую область.
Рано Людмила Филипповна осталась вдовой. Муж и сердечный друг ушел из жизни в 1988 году.
«Четыре года только он был на пенсии, а сколько было планов! Начали только жизнь, а глядь — ее уж конец! Троих детей, Игоря, Ольгу и Павла, мы вместе вырастили хорошими людьми. Ушел мой дорогой человек. Но я благодарю судьбу за встречу с ним, давшим мне счастье на сорок с лишним лет. И рада за детей, воспитанных отцом… А мне теперь надо жить интересами детей и внуков и правнуков, которых у меня десять человек… »
Им и посвящает сейчас Людмила Филипповна всю себя.
Продолжение следует.
***
фото: Людмила, тогда еще Зыкова, первокурсница финансового колледжа;Олег Башкин.