Сундук в центре строго дома
Дом купца Ларионова. Дата постройки — 1852 год.
Можно было бы пройти мимо этого деревянного двухэтажного дома на улице Тургенева. Махнуть в его сторону рукой, зафиксировать, что сюда следует приводить гостей Тюмени, жаждущих увидеть прославленное деревянное зодчество, и… все. В конце концов, это просто еще один типичный для нашего города образец рубленого жилого дома конца XIX века. О них уже много сказано и написано. А о самом купце Ларионове и его семье известно немного, обрывочные сведения. Рассказывать как будто и нечего.
Однако пару лет назад дом привлек пристальное внимание горожан: пожалуй, он стал одним из первых памятников архитектуры, к которым применили довольно жесткие методы реставрации. Если точнее, его разобрали до самого основания, а затем собрали заново.
Со стороны могло показаться, что произошло невозможное — снос памятника. К тому, что некоторые из них понемногу разрушаются, не дождавшись ремонта, мы, тюменцы, как-то уже привыкли. Но снос памятника в центре города -дело все же невиданное.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что тобольская фирма «ЕвроСтройРеставрация», до этого принимавшая участие в реставрации Тобольского кремля, разбирает здание не безоглядно, а по специальной технологии. Выяснилось, что просто отремонтировать дом купца Ларионова невозможно и что необходимо заменить большинство круглых бревен, из которых сложены стены. Нижние ряды вообще сгнили, и дом перекосило. На тот момент в нем проживало семь семей, которые давно были не рады ни жизни в центре Тюмени, ни памятнику архитектуры. И с переездом, который предложила им тюменская юридическая компания, взявшая над домом Ларионова шефство, они согласились сразу же.
А дальше горожане наблюдали следующее: особняк был полностью разобран. Для восстановления, а вернее сказать, реставрации, использовался старый материал, насколько это было возможно. Так, при возведении фундамента рабочие брали старый кирпич, поэтому фундамент практически не отличишь от прежнего. А вот бревна — видно, что уложены свежие. Изначально планировали использовать 70 процентов прежних бревен, но оказалось, что это невозможно, настолько они были дряхлыми. Поэтому теперь только каждое третье бревно в купеческом доме — старое, оригинальное.
Чуть больше повезло наличникам. На окнах второго этажа они почти целиком остались прежними, их лишь подлатал реставратор Вадим Шитов. Но на первом этаже купеческие ставни вообще не сохранились. Конечно, реставраторы установили новые, вот только резьбы на них уже нет.
Разбирая особняк по бревнышку, специалисты очень надеялись на интересные находки. Может, г-н Ларионов припрятал в фундаменте сокровища? Или личные документы, которые прольют свет на подробности купеческой жизни?
И находка состоялась! Правда, совершенно иная, чем ожидалось. Это сундук конца XIX века, оставшийся в доме. Как строители ни ухищрялись, они не сумели вынести его из особняка ни через дверь, ни через окна. Он очень большой, и, наверное, его занесли, когда особняк только строили. Есть даже предположение, будто дом вообще возвели вокруг этого сундука! Заложили фундамент, подняли стены и, пока не было крыши, поставили громоздкий предмет мебели в нужное место.
Он так и остался его неотъемлемой частью — юридическая компания не стала избавляться от сундука, а решила организовать в здании небольшой музей. Все-таки дом примечателен не только тем, что принадлежал купцу Ларионову, но и тем , что в нем три дня жил адмирал Колчак, направлявшийся в Омск.
Вероятно, технологии скоро дойдут до того, что станет возможным перенос памятников архитектуры из одного места в другое. Речь, конечно, не о крупных сооружениях, но бревенчатый дом «перекатить», наверное, будет вполне возможно.
К счастью, с особняком Ларионова этого не произошло. Он по-прежнему расположен в историческом центре города, в старом квартале, ограниченном улицами Ленина и Тургенева (в прошлом Спасской и Полицейской). Когда-то Полицейская улица, беря начало от берега Туры, на этом участке имела ломаную конфигурацию, разрываясь Царской площадью, и дом находился вблизи южной границы площади.
Сегодня градостроительная ситуация вокруг памятника сильно изменилась — он стоит в окружении новых высотных домов. Однако, несмотря на свой камерный масштаб, дом Ларионова и теперь служит притягательным акцентом, обогащающим городское пространство.
И все-таки спасибо реставраторам! И за новенькую синюю крышу, и за чугунный аккуратный забор, и за тележку у дома — в таких в конце XIX — начале XX веков перевозили грузы.
***
фото: