X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Там, где осталось детство

Жилой дом казенного винного склада. Дата постройки — начало XX века.

В 50-е годы прошлого века двор этого дома был полон детворы.

Зимой традиционно появлялась большая горка, которую сооружали и заливали всем двором. Летом этот закоулок улицы Первомайской становился классическим тюменским — заросшим лопухами, таинственным и таким родным местом, где можно было играть до позднего вечера.

Хотя изначально дом строился как жилое помещение казенного винного склада, в историю города и двор, и само здание из красного кирпича вошли под названием «жилье для работников завода «Пластмасс».

Действительно, дом в военное и послевоенное время населяли люди, которых можно было назвать одной большой семьей: родители вместе работали на заводе, а дома вели общее хозяйство, дети вместе росли и учились. И неважно, что еще недавно это были люди из разных городов, во время Великой Отечественной войны их эвакуировали в глубокий тыл — в Тюмень. Здесь они жили, рожали детей — уже тюменцев.

Галя Безбородова

Собственно, вся история и началась с эвакуации. В ноябре 1941 года из Москвы в Тюмень перевезли химический завод п/я N 94. В те годы основным направлением деятельности было производство присадок для авиационного топлива. Уже в 1944 году на заводе наладили производство смол и лаков, применяемых в производстве авиационной фанеры. Сюда после окончания войны приезжали отслужившие и выжившие в сражениях инженеры. Пополнялся список выпускаемой продукции (сегодня это более четырех сотен наименований).

С того времени и по сей день производство не останавливалось.

А дом на Первомайской (он вплотную прилегает к заводу) в военное время поделили на коммунальные квартиры. Впрочем, это касалось только правого крыла дома, второго подъезда. Первый занимали квартиры руководителей завода.

Хотя жили все равно слаженно. Выросла в этом доме тюменка Лариса Черемных. И теперь она вспоминает, как сушилось во дворе белье, как мальчишки лазали по металлической пожарной лестнице на крышу своей двухэтажки, как на заднем дворе (есть у этого дома и такой) играли в мяч. И, конечно, старую березу, что посадили рядом с домом работники завода, тоже помнит. Летом под ее развесистой кроной было принято фотографироваться.

Кстати, те же работники завода в конце 40-х годов приводили в порядок мост по улице Первомайской, что ведет к железнодорожному вокзалу. К тому времени он заметно обветшал, да и выглядел не лучшим образом. Поскольку «Пластмасс» -самое близкое к мосту большое учреждение, именно ему доверили реконструкцию. Некоторые инженеры даже приглашали в Тюмень своих родственников из других городов, если были среди них каменщики — помогать. Говорят, именно тогда появились колонны, которые так выделяют этот мост среди других: похожие на ростральные. Если присмотреться, то станет видно, что на том месте, где положено быть рострам (архитектурным украшениям в виде носовой части древнего судна), торчат голые трубки. Возможно, на них раньше и крепились ростры.

Галя Безбородова

… Со временем население дома сменилось. Люди получили новые квартиры, разъехались по всему городу.

Впрочем, дом не пустует и сегодня, он по-прежнему приписан к заводу, в некоторых окнах белеют пластиковые рамы. Сохранились витые козырьки на обоих крылечках, старая дорожка из крупной плитки, фонари у подъездов, колючая проволока, которой затянуты окна цокольного этажа — чтобы чужие не забрались. И даже ряд старых деревянных сараев, потемневших от времени, с ржавыми навесными замками на дверях, — стоит, как и 60 лет назад.

Только белье на веревках больше никто не сушит — натянуты без дела. И кормушки для птиц стоят пустыми. И позабытые кем-то старые сломанные стол и стул. Привести бы двор в порядок, может, снова по нему забегали бы ребятишки?

На дом уже несколько раз обращали внимание власти, отмечали, что необходимы реставрация и благоустройство. Только вот подобраться к дому с громоздкой строительной техникой уже сегодня непросто. Учитывая скорость застройки центра Тюмени, из которого все исчезают старые дома и появляются высотные — через пару-тройку лет памятник архитектуры под номером 52 по улице Первомайской вполне может оказаться «задушенным» новой мощной застройкой. Так что уже никакая техника к нему не подступится.

Галя Безбородова

… Стоит в старом дворе береза. Людей, что ее посадили, уже нет. А она — есть. Сбросила листву, усыпала ею двор, шевелит на ветру голыми веточками. Кто-то заботливый срезал несколько мертвых ветвей, положил рядом со стволом. Наверное, их скоро увезут. А потом закружат метели, засыплют и дом, и двор, и березу снегом. И будут изредка заглядывать сюда те, кто вырос в этом дворе. Будут вспоминать, как играли здесь в снежки и катались с горки. Огорчались двойкам в школе и радовались успехам и новым друзьям. Кажется, это было так недавно.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта