Да здравствует инженерная мысль!
Видеть предмет чуть дальше и изучать его чуть глубже, чем написано в учебниках, — таким правилам современного познания следуют уже сотни тюменских школьников.
В выходные дни в гимназии N 1 состоялся заключительный этап XV областного молодежного научного форума «Шаг в будущее», в котором принимали участие финалисты и призеры аналогичных городских и районных состязаний.
Стенды с ученическими работами занимали все холлы и рекреации первого и второго этажа гимназии. В самом начале экспозиции многие посетители обращали внимание на необычную конструкцию, состоящую из никелевых клемм, разноцветных проводков, синих диодовых лампочек и ярко-желтых… лимонов. Проект, разработанный девятиклассником Артемом Угрюмовым, посвящен нестандартным способам получения электричества. Юноша считает, что не только в опытных, но иногда и в чисто практических целях для того, чтобы загорелась лампочка, не обязательно использовать традиционные источники тока. Можно прибегнуть и к помощи. холодильника, где обычно хранятся апельсины, лимоны и яблоки. Все эти фрукты могут быть не только источниками витаминов, микроэлементов, но и растворимых солей или естественных электролитов. Четыре лимона, например, могут дать около 3,5 вольт, чего вполне достаточно для работы одной энергосберегающей светодиодной лампы.
Другую физическую установку -для изучения электромагнитной индукции, незатухающих колебаний и неравномерного движения -предложил десятиклассник Павел Лихопой. Практическое применение в быту этой конструкции найти, конечно, тяжело, но с точки зрения чистой физики она почти безупречна.
По-новому на привычную химию вещей посмотрел одиннадцатиклассник Николай Новоселов. Однажды, наблюдая за мамиными хлопотами по хозяйству, он решил исследовать влияние стиральных порошков на здоровье человека. Для сравнения взял три популярных порошка для ручной и автоматической стирки. Как настоящий исследователь, начав с чисто внешних факторов — органолептических свойств, он перешел на более глубокий, внутренний, почти молекулярный уровень. Например, сравнил водородный показатель, так называемый pH, кожи рук и различных порошков. Полученные данные маму очень удивили. Оказалось, что даже самые щадящие или, как пишут, мягкие моющие средства очень агрессивны (вместо типичной для человеческой кожи кислотности в 5,5 молей они имеют девять и более). Осталось понять, как все это влияет на здоровье.
Но поскольку ставить эксперименты на людях в науке не разрешается, в «подопытные кролики» Коля взял. семена мелких растений. По классической методике замочил их в растворе стиральных порошков. Несмотря ни на что, семена боролись и пытались прорасти. Но внутренних резервов к росту в такой агрессивной среде у них хватило только на три дня. Потом все они погибли. Конечно, человек значительно больше семечка, но полученные школьником данные, по-моему, заставили задуматься многих посетителей, подходивших к этому стенду.
Среди экспонатов выставки были представлены и работы, которые, на первый взгляд, к прикладной науке никак не отнесешь. Скорее, к отрасли искусства и народных промыслов. Но и в этой сфере старшеклассники открыли столько неизведанного и малоизвестного, что повергали многих взрослых в шок. Предметами изучения могли стать, например, обычная пуговица, оловянный солдатик, стакан молока, бумажный цветок, гобеленовый крестик. А семиклассник школы N 70 Владислав Перков обратил свое внимание на «исчезающий бренд города» — тюменский дымник. Когда-то их изготовление было городским народным промыслом. Знали это искусство в Вологде, Галиче, Переяславле-Залесском, но такого расцвета, как в Тюмени, это ремесло нигде не получило. Сибирские мастера обычный бытовой предмет, защищавший печные трубы, превращали в произведение искусства, в котором не было случайных деталей.
В своей работе Владислав привел примеры как минимум десяти таких символических элементов. И даже придумал свой, одиннадцатый, — воина в мундире времен Отечественной войны 1812 года. Такой дымник он изготовил своими руками.
***
фото: Павел Лихопой с установкой по изучению незатухающих колебаний;Владислав Перков рассказывает о том, какими бывают элементы дымников;Каким же видят «Шаг в будущее» современные школьники?