X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Обломки деревьев на обломках памяти

Оказаться на кладбище ночью — довольно боязно. А по Текутьевскому погосту страшно ходить даже днем, считают прокуроры Ленинского округа.

Они побывали на некрополе в центре города пару недель назад — с проверкой. И выяснили, что табличка, вывешенная на заборе погоста и предупреждающая об уголовной ответственности за порчу исторического памятника, ни для кого не указ.

— На кладбище много бытового мусора. Поваленные деревья лежат прямо на могилах. Многие памятники и оградки поломаны, опрокинуты или исписаны нецензурными надписями, — рассказывает помощник прокурора Ленинского округа Ярослав Ильин. -Большой забор, которым кладбище обнесено по периметру, тоже имеет много повреждений.

Через эти лазы сюда беспрепятственно попадают не только пешеходы, желающие срезать путь, но и автомобилисты, которые паркуют свои машины чуть ли ни впритык к могилам. А кое-кто даже ездит там, где некогда были похоронены люди.

Прокуроры обнаружили на кладбище следы от автомобильных колес. Оказалось, сюда загоняли технику, чтобы вывезти мусор.

— В итоге мусора меньше не стало, а вот захоронения были таким образом осквернены, — говорит Ярослав Ильин.

Но и это еще не все. Среди горы сухих веток проверяющие наткнулись на… свежую могилу — двух-или годовалой давности, предположили они. На самодельной деревянной табличке фломастером выведены два имени: Матрена и Иван Нечаевы.

— Ну, какое же это свежее захоронение? — показывает на небольшой холмик сухой земли директор похоронного агентства «Некрополь» Александр Сеитков. — Видно же, что кто-то просто сгреб землю на уже старой могилке, чтобы хоть как-то ее обозначить. Скорее всего, сделала это какая-нибудь старушка, у которой нет средств на памятник. Таких холмиков здесь много.

К сожалению, ни в каких списках, которые хранятся в «Некрополе», Матрена и Иван Нечаевы не числятся. Но это и не удивительно, поясняет заместитель директора похоронного агентства Евгений Квашнин. Из пяти тысяч могил, которые есть на Текутьевском кладбище, достоверно опознаны разве только 900.

А вот такие самодельные крестики или колышки с табличками и именами появляются нередко — в обход официальной процедуры регистрации. Просто приходят люди, желающие почтить память своих родственников, похороненных много лет назад. Может, и знать не знают, что кому-то еще может быть интересна история их семьи. Вот и не заявляют о себе во всеуслышание.

— Прокурорские работники сказали, что проверкой этого захоронения будут заниматься следственные органы, — продолжает Александр Сеитков. — Не знаю. За две недели ко мне по этому поводу никто не обращался. Может, и так увидели, что могила-то — старая.

А может, следователи еще и не дошли до кладбища. А вот прокуроры медлить не стали — в отношении похоронного агентства «Некрополь» они возбудили административное делопроизводство по статье 6.3 КоАП РФ — «нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства». Кроме того, внесли представление в адрес городской администрации, потребовав обеспечить надлежащее содержание Текутьевского кладбища и наказать виновных.

Галя Безбородова

— Мы знаем, что существует проект по благоустройству этого исторического памятника, — говорит Ярослав Ильин. — Однако он словно завис в воздухе. Столько говорили о том, чтобы сделать на Текутьевском кладбище газоны, дорожки, лавочки, обозначить могилы памятными табличками. Но ничего не делается. Одна разруха.

Проект, действительно, есть. Сейчас согласовываются его сметы, говорит Александр Сеитков. А пока «Некрополь» пытается справиться с хоть и неподвижным, но таким хлопотным хозяйством самостоятельно.

— Вот, прокуроры говорят, что ветки навалены, — рассказывает Александр Анатольевич. — Да, навалены, потому что деревья на кладбище — старые, ломаются от любого сильного порыва ветра. Мы предлагали их срубить, экологи выступили против. Сейчас вот пожинаем плоды. В распутицу на погост заехать на технике невозможно — ждем минусовой температуры, чтобы грунт стал твердым, тогда и вывезем.

По могилам техника не ездит, уверяет директор похоронного агентства. Двигается по дорожкам. Посторонние машины на кладбище попасть тоже не могут. Да, зазоры в заборе есть, но самый большой из них — со стороны улицы Малыгина — перегорожен бетонными блоками, через которые машина не проедет.

Зато с легкостью проходят люди. Во время нашего разговора мимо нас с Сеитковым вприпрыжку по кладбищу пробежали трое школьников. Видимо, не из пугливых.

— Но это же не режимный объект, — комментирует Александр Анатольевич. — Конечно, сюда кто-то заходит. Но когда проведут благоустройство, еще больше народу будет приходить! Сломанные секции старого чугунного забора восстановить сейчас нет ни возможности, ни смысла. Таких ограждений уже нигде не производят. Закрывать прорехи чем-то другим? Тогда получится вообще неприглядно!

Но хотя бы ночью на кладбище станут меньше лазить, уверены прокуроры. Также они настаивают на том, чтобы еще до реконструкции исторического погоста на нем были установлены урны и мусорные контейнеры с удобной площадкой для подъезда к ним.

… Вчера на Текутьевское кладбище приезжала начальник городского управления по экологии Людмила Могутова. Говорит, что это обычный рабочий визит, такие проводятся регулярно. Здесь в тишине (несмотря на то, что рядом центральная магистраль города) можно обсудить дальнейшую судьбу исторического памятника и тех, кто много лет назад стал частью этой истории.

***
фото: Отважные школьники на Текутьевском кладбище — вход не воспрещен;Здесь лежат Матрена и Иван Нечаевы -может быть, когда-нибудь мы узнаем о них чуть больше.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта