Куда стекаются все письма
Если в поселок Антипино почта пришла с небольшим опозданием, то виной тому не метеоусловия, а журналисты, посетившие магистральный сортировочный центр.
— Господа журналисты, давайте быстрее! Эту почту ведь ждут в отделениях! — торопит зрителей начальник центра Екатерина Фатеева: задержек на сортировке не любят.
На первом этаже операторы спешно загружают на транспортеры контейнеры с письмами, водитель заполняет ими «каблучок» «Почты России», и последний, седьмой, рейс в девять утра отправляется по городу.
На площадке все — синее. Синие спецовки операторов, синие таблички с названиями областей для обработки исходящих отправлений. Все заставлено картонными коробками с логотипами Почты России…
— Сейчас у нас так называемый осенний поток, — говорит Екатерина Фатеева. — Тюменский МСЦ обслуживает нашу область, а также Ямал и Югру. У северян отпуска длинные, осенью они возвращаются с отдыха, а вслед за ними летят посылки — объемные, тяжелые. Но самый пик приходится на новогодние праздники, — продолжает Екатерина Васильевна. -Тогда штабеля бандеролей и мелких пакетов вырастают до потолка. Хотя и в обычные дни здесь никто не сидит, сложа руки.
Основные работы происходят на втором этаже. Там гораздо просторнее, теплее, и цветов больше. Желтые мешки — c корреспонденцией ускоренной почты EMS, белые — международные, синие — доставленные авиацией, простые холщовые — с обыкновенными письмами.
— За месяц через руки операторов проходит до 10 миллионов писем, миллион заказных отправлений, 600 тысяч бандеролей, -рассказывает Фатеева.
Причем фразу «проходит через руки» следует понимать буквально — всю работу женщины выполняют без помощи техники, полагаясь только на свою внимательность и опыт.
Любовь Телешева раскидывает письма по стеллажу с ящиками участков — даже не смотрит в сторону корреспондентов. «Давайте, я лучше так буду отвечать на вопросы, не отвлекаясь!» Она работает на сортировке почти год, раньше была почтальоном. Здесь, по ее словам, «писанины меньше, и ходить никуда не надо — успевай только читать индекс и старайся обработать почты как можно больше». Екатерина Фатеева добавляет, что у сортировщиков сдельная оплата труда, поэтому они заинтересованы в высокой скорости.
Напротив Телешевой из рук Эльзы Качаевой льются отправления из-за рубежа. Оператор рассказывает, что больше всего международной почты — из США и Китая. Сама она подобной корреспонденции не ждет, но невольно, даже в огромном потоке, замечает различия в марках, языке, упаковке…
Елена Цыпленкина тоже не читает имена адресатов, но знает, что каждое письмо ждут.
— Работать на почте — это моя детская мечта, — рассказывает она.
— Раньше на селе почтальон был первым человеком. Он ездил на лошади или велосипеде, знал всех жителей, общался с людьми. В войну, насколько я знаю, почтальоны не просто доставляли весточки с фронта — дожидались реакции адресатов, вместе радовались хорошим новостям.
Почтальоном Елена Юлиановна не стала, а пришла в сортировочный центр — потому что «именно сюда стекается вся корреспонденция, а жизнь не замедляется ни на минуту».
После обработки на втором этаже корреспонденцию спускают ниже и отправляют по городским или районным отделениям связи или в северные города. Три раза в неделю ходит машина до Ноябрьска, шесть раз — вагон до Нового Уренгоя. В нем командует начальник Вера Гаврилова. Вместе с помощницей она аккуратно переставляет с тележки коробки посылок, и внутренности холодного вагона заполняются знакомым синим цветом.
— Здесь они могут не торопиться, вагон стоит в дебаркадере по шесть часов, — говорит Екатерина Фатеева. — Другое дело, если загрузка на перроне — за двадцать минут, бывает, надо загрузить и выгрузить полвагона!
Вере Гавриловой муж частенько говорит, что она сильнее его — постоянным перемещением посылок накачала руки. Шутка ли, начальником почтового вагона работает уже 33 года! Причем, это именно та специальность, которую она освоила в училище связи.
— Загружаюсь, еду: в Москву, Санкт-Петербург, Иркутск, — говорит Гаврилова. — Романтики особой нету, мы с проводницей здесь вдвоем. Просто нравится развозить корреспонденцию в таких объемах.
Несмотря на протяженность маршрутов всех отправлений, что выходят из тюменского МСЦ, наш сортировочный центр не очень большой. Вряд ли здесь в ближайшее время появится автоматизированное оборудование, как в Москве или Санкт-Петербурге. Место международного почтового обмена откроется в 2015 году в Екатеринбурге, а не у нас, — тот центр считается узловым.
Поэтому обработка корреспонденции еще долго будет уделом этих женщин, которые стараются, чтобы все было сделано вовремя. Есть ли необходимость в дополнительных сотрудниках?
— Есть, — отвечает Екатерина Фатеева. — Главное требование -желание работать. Научить можем каждого!
***
фото: Оператор Светлана Исаева;Вера Гаврилова;Сортировка посылок;Екатерина Фатеева;Любовь Телешева