X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

С лоскутной куклой да на свадебку

«Я ее пошила из того, что было» — эти, чуть переиначенные, слова из песни вполне подошли бы к характеристике кукол-оберегов, в том числе и свадебных.

Долгими зимними вечерами женщины на Руси занимались рукоделием. Сейчас в таком времяпрепровождении нет особой необходимости. От прежних времен остался лишь фольклорный колорит, который не только скрашивает будни, но и сохраняет в себе нечто таинственное. Веришь-не веришь, но хочется, выполнив определенные магические пассы, заколдовать судьбу. Особенно в той части, которая касается такой тонкой и часто рвущейся материи, как семейная жизнь.

Современные психологи говорят, что любую проблему можно решить, если создать ее четкий положительный образ. В Древней Руси таких научных слов не знали, но поступали примерно так же и мастерили в подарок молодым свадебные обереги. Их роль выполняли полотняные, соломенные, травяные или нитяные куклы-берегини, у каждой из которых было свое название.

«Неразлучников» закрепляли на свадебной повозке. «Парочку» свахи делали прямо во время торжества из подаренного молодым рушника. «Материнское благословение» мать невесты прикрепляла к белому платью. «Зола» делалась для дочери из содержимого родного очага, когда невеста уходила жить в другой дом. «Пеленашку» клали на колени новобрачной. «Московку» или «Плодородие» будущая жена получала во время девичника. «Красоту» садили на свадебный каравай. «Славутницу» ставили в центре стола. «Семиде-луху» уносили в дом жениха как символ мастерства избранницы. «Веничек благополучия» выполнял роль материнского наказа. «Мировое дерево» символизировало продолжение родового древа. А кукла «Девка-баба» выражала понимание девушкой сути супружества.

Катя Христозова

В центре эстетического воспитания «В Доме Буркова» решили возродить искусство изготовления обрядовой свадебной куклы. Мастерицы центра Татьяна Калинина и Инна Нестерова несколько лет по крупицам собирали материал, учились этому искусству сами, а потом решили научить других.

На мастер-класс, который состоялся в бывшем Доме семейного творчества «Родник», пришел десяток женщин как давно занимающихся рукоделием, так и начинающих мастериц. Кому-то этот новый навык необходим был для будущей работы руководителя кружка или клуба, а кого-то просто притянула магия рукотворной куклы.

Тряпичные куклы в старину делали не только ради детской забавы. Не до баловства было в большой крестьянской семье. Куклы служили защитниками своих хозяев, они забирали на себя все недобрые взгляды, злость, зависть. Они символизировали то, что потом осталось в поговорках. Например, выражения «идти рука об руку» или «идти одной дорогой» часто наглядно воплощались в кукле.

Мастерицы предложили своим ученицам смастерить две главные свадебные куклы — «Неразлучников» и «Мировое дерево». И у той, и у другой куклы есть свой внутренний стержень, то есть деревянная палочка. У «Неразлучников» он — горизонтальный и выполняет роль общей руки или плеча супругов, а у «Мирового дерева» — вертикальный, с двумя ответвлениями (одно — для жениха, другое -для невесты).

Катя Христозова

Технология изготовления этих нехитрых талисманов проста: наматывай на палочку кусочки ткани и перевязывай их суровой ниткой. Но при этом есть множество табу: нельзя мотать нитку к себе; нельзя пользоваться режущими предметами; число узелков должно быть строго определенным. У таких оберегов никогда не рисовались лица, особенно глаза, чтобы «злые духи человека не узнали». Да и порода дерева подходит для их изготовления не любая: считалось, что ни в коем случае нельзя брать веточки осины или ольхи.

С новой работой легко справились даже начинающие. Только куклы, несмотря на свою простоту, у всех получились разные.

***
фото: Инна Нестерова объясняет, как делается кукла;Татьяна Калинина и «Мировое дерево»;О куклах всех стран и народов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта