Владимир Бауэр: «Все начинается с дороги»
О пробках в Тюмени говорят много и эмоционально. Те, кто передвигается по городу на личном транспорте, те, кто ездит в автобусах, и даже те, кто предпочитает ходить пешком… Не важно — каждому все равно найдется, что сказать по этому поводу.
Хотя если сравнить тюменские дорожные заторы с московскими или, скажем, стамбульскими (попробуйте, доберитесь в час пик из азиатской части города в европейскую или наоборот), то тема для подобных разговоров вроде как исчерпывается сама собой. И возникают сомнения: а есть ли у нас вообще настоящие пробки? Или краски сгущают автомобилисты, которым претит сама мысль сбросить скорость ниже 60 км/ч и задержаться по дороге из пункта А в пункт В на лишние 10-20 минут?
Но это — так, сомнения обывателя. О профессиональном взгляде на проблему (или не проблему?) я решила узнать у доцента Владимира Бауэра, директора Института транспорта Тюменского нефтегазового университета.
— У нас не пробки, — считает он.
— У нас — инфраструктурный коллапс. Именно так я оцениваю сегодняшнюю ситуацию на тюменских дорогах. И причина коллапса — не в приросте транспорта и загруженности дорог, а в том, что у нас эти дороги совершенно не развиты, да их фактически и нет. Ну, улицы Республики, 50 лет Октября, 50 лет ВЛКСМ — вот, пожалуй, и все.
На эти магистрали ложится основная нагрузка. Если одну из них по каким-либо причинам перекрывают, то другие не справляются с резко увеличивающимся автомобильным потоком.
Все потому, что Тюмень начинала застраиваться без генерального плана, подобным образом застраивается и по сегодняшний день. Хотя я и слышал, что план этот вроде бы появился, но на деле этого не вижу…
— Однако строительство постепенно уходит на окраину, там вырастают новые микрорайоны… Может, хотя бы благодаря этому центр когда-нибудь разгрузится?
— В том-то и загвоздка, что строятся, по большей части, спальные районы — без развитой социальной инфраструктуры. Люди, которые покупают там квартиры, вынуждены все равно каждый день выбираться в центр — везти детей в садик и школу, ехать на работу, да в тот же магазин, в конце концов. Альтернативы у них просто нет. Складывается ощущение, что у нас главное — отстроить жилые дома, а дальше люди пусть сами разбираются, куда и как ездить. Было бы еще, почему ездить. Я вот, например, живу на улице Мельникайте. Раньше все никак не мог взять в толк — откуда в последнее время здесь столько машин появилось? И куда они все едут? А потом в ясный день выглянул из окна и увидел, какие высотки выстроились за рекой — там теперь Новый Мыс. А мост через реку как был старым, так и остался. Понятно, что пробки здесь будут собираться теперь постоянно. Так же, как и на дорогах, ведущих к новым микрорайонам на улице Широтной…
Все всегда должно начинаться со строительства дороги. А у нас в городе получается наоборот — дороги в спешном порядке и кое-как пристраиваются к тому, что уже есть.
— Можно ли что-нибудь исправить, так скажем, постфактум? Микрорайоны-то уже не снесешь и не построишь их по новому проекту.
— Один из выходов из сложившейся ситуации — это многоуровневые развязки. Вот совсем недавно появилась такая на Московском тракте. Отлично! Но этого недостаточно — надо, чтобы подобные были на пересечении всех крупных улиц.
Еще одно решение в сложившихся условиях — интеллектуальная система управления транспортными потоками. Это когда все средства регулирования дорожного движения объединены в одну сетку. Если, например, камеры видеонаблюдения фиксируют на перекрестке затруднение движения в каком-либо направлении, то светофор сразу же меняет режим работы в пользу тех, кого больше. Как только проблема решена, режим работы светофора становится прежним.
У нас же пока все это регулируется очень слабо. Один светофорный объект запрограммирован максимум на три режима, которые, конечно, могут автоматически меняться в зависимости от времени суток или дня недели, но этого, все же, недостаточно…
— Планируется, что уже в следующем году в Тюмени наконец-то начнет работать технический комплекс «Безопасный город», о котором так долго и много говорят. Наблюдая за ситуацией на дорогах при помощи видеокамер, диспетчер сможет дистанционно управлять светофорами.
— Это хорошо. Плохо другое — отрегулировать эту систему и сделать ее идеальной будет очень сложно. К примеру, взять те же камеры, которые установила по городу Госавтоинспекция. Что они могут? Фиксируют превышение скорости, проезд перекрестка на красный свет. Собственно, на этом все. Различить затор они уже не способны. Хотя наверняка можно было приобрести более функциональные приборы, которые вписались бы в общую новую систему. Стоило бы это практически столько же.
Но все упирается в бюджет. Каждое ведомство осваивает свои деньги, и часто случается так, что даже не важно, на что они потрачены, лишь бы можно было отчитаться за их использование! Так и получается, что камер-то в городе вроде как много, а толку людям от них практически никакого.
В европейских же странах, например, все технические средства используются с максимальной пользой. Не так давно делегация нашего института побывала в Германии — во Франкфурте-на-Майне, в Дюссельдорфе… Привезли массу положительных впечатлений. За все это время не увидели там ни одной пробки, потому что движение по дорогам регулируется в режиме онлайн. Если на одной улице скорость автомобильного потока по каким-то причинам замедляется, то на другой — дублирующей — автоматически увеличивается.
— На дорогу выходит регулировщик, всех подгоняет?
— Нет, зачем? Просто меняются интерактивные дорожные знаки — это что-то вроде электронных табло.
— Интерактивных знаков у нас нет. Значит, кто-то должен менять железные таблички вручную, а потом еще возвращать все на место. Представляю себе такую картинку. С учетом того, что знаки у нас вообще живут какой-то своей, отдельной от водителей и пешеходов, жизнью. Помню «кирпич», который несколько лет подряд торчал на съезде с путепровода по улице Мельникайте не в ту сторону. Ни водителей, ни ГИБДД это, судя по всему, не смущало.
— Да, знаки в порядок нам еще долго приводить. Здесь на сегодняшний день отлаженной работы и системности тоже не наблюдается.
— И все чаще с дорог исчезают знаки нерегулируемых пешеходных переходов. Городская комиссия по безопасности дорожного движения и автоинспекция руководствуются тем, что они очень опасны. И, если на расстоянии 400 метров есть светофор, то зебры вовсе не нужны. Так убрали переход на улице Ленина возле аптеки «Панацея», хотят убрать зебру с перекрестка улиц Герцена и Дзержинского, с улицы Республики — около магазина «Сват». Но люди переходили дорогу там годами, это историческая сетка города.
— Безусловно, есть ГОСТы, которые диктуют определенные нормы — то же расстояние от одного перехода до другого. Но есть и люди, интересы которых ни в коем случае ущемлять нельзя. Я считаю, что, если мы отнимаем что-то одно, обязательно должны дать взамен что-то другое — подземный или надземный переход. Дорого? У нас есть неплохой опыт использования так называемых «мигалок» над зебрами, которые предупреждают водителей о том, что на переход ступил человек. В любом случае, необходимо искать компромисс.
— Если бы вы могли решить дорожные проблемы чудесным образом, что бы сделали в первую очередь?
— Пожелал, чтобы мы все начали думать и работать на перспективу. Будут четкие планы развития дорожной инфраструктуры, не придется ничего переделывать.
… Когда я уже убрала блокнот и ручку в сумку, Владимир Иоганесович остановил меня:
— А вообще, знаете, у нас ведь не все так уж плохо. Этим летом я проехал от Нижнего Новгорода до Тюмени на машине. И скажу вам — у нас в городе ездить можно еще очень даже неплохо.
***
фото: Дороги, автомобили, пешеходы города Тюмени.