Белокаменные ворота города
Вознесенско-Георгиевская церковь. Дата постройки — 1818 год.
В середине XVII века в Тюмени заговорили о необходимости большой перестройки: город деревянный должен был стать каменным. Не только потому, что он все разрастался и, стоя на торговом пути, получил статус купеческого и ярмарочного, а стало быть, зажиточного. Но еще и потому, что надо было бороться с большими пожарами, регулярно выжигающими по сотне и более дворов, слизывающими огненными языками храмы. Быстрота и масштабы ущерба от пожаров зависели не столько от ветра, сколько от беспорядочного и очень тесного деревянного строения города.
Еще в декабре 1697 года грамотой Сибирского приказа тюменскому воеводе Раевскому предписывалось начать подготовку к «городскому каменному строению». Однако из-за недостатка квалифицированных кадров и средств каменное строительство в Тюмени затянулось. Существенные подвижки в этом направлении начались лишь в 70-х годах XVIII века.
Тогда стали подниматься в «одноэтажной», приземистой еще Тюмени каменные храмы, выделяясь своим ростом, стрелами колоколен и куполами.
Почти одновременно с другими каменными храмами была заложена на месте прежней деревянной Вознесенско-Георгиевская церковь. На дворе стоял 1789 год.
Если посмотреть на гравюру того времени, изображающую панораму Тюмени, видно, что среди домиков Заречной части города выделяется ростом еще деревянная Вознесенская церковь — на том самом месте, где сегодня стоит каменная. На самом деле, ее, деревянной, уже не было, а разворачивалось здесь большое строительство.
Само двухэтажное здание нового храма было в тот период одним из крупных культовых объектов города. Расположенная на низком левом берегу Туры, посреди бывшей татаро-бухарской слободы, Вознесенская церковь, обращенная к реке колокольней, и стоявший напротив, у самого обрыва реки, Благовещенский храм вместе составляли как бы белокаменные речные ворота Тюмени.
Еще в XVI веке это место выглядело совсем иначе. Здесь шла бойкая торговля: у пристаней теснились купеческие плоскодонные лодки-дощаники, а лабазы (торговые лавки и склады) ломились от разнообразных товаров. Например, кашемировая шаль была в Центральной России предметом мечтаний купчих и богатых мещанок, в то время как в Тюмени ее могла купить любая крестьянка.
Это место называлось Бухарской слободой и появилось почти одновременно с первым рубленым восьмибашенным городом, построенным в самом конце XVI века на месте временного острога, который заложил еще письменный голова Данила Чулков.
По Туре приходили первые караваны из Хивы, Бухары, Самарканда, Кашмира. Среднеазиатские купцы обычно появлялись в Тюмени осенью, в обратный путь отправлялись весной, по большой воде. Торговали бумажными и шелковыми тканями, знаменитыми бухарскими коврами, мехами, кожей, сухими фруктами, пряностями, неприхотливыми и выносливыми степными лошадьми. К себе вывозили российские и западноевропейские товары: изделия из металла, сукно, холсты, бумагу.
Но в XVII веке в этой части города формируются первые промышленные производства из мелких кожевенных и гончарных предприятий, а позднее — овчинно-шубные, клееваренные и другие мелкие артели.
Веком позже Вознесенско-Георгиевская церковь своим строгим видом внесла некую архитектурную элегантность в Заречную часть города. После окончания строительства в 1818 году у церкви появился свой приход.
Правда, уже в 1861 году храму понадобился серьезный ремонт. Церковный староста и прихожане собрали деньги на штукатурку, побелку стен здания, как внутри, так и снаружи. К тому моменту прохудились крыша и водосточные трубы — их заменили новыми.
Таким храм простоял практически до конца XIX века и дождался еще одной серьезной реставрации, став более внушительным и строгим, чем прежде.
К 1892 году Вознесенско-Георгиевский храм являлся первым среди других церквей Тюмени по дороговизне утвари и количеству недвижимого имущества. При церкви располагались: один двухэтажный дом на каменном фундаменте, кладовая, погреб, конюшня с сеновалом, рабочая изба, две бани и церковно-приходская школа. Естественно, не каждая церковь могла позволить себе такое, но этот приход был самым большим среди других в городе.
С приходом пролетарской власти для храма начался новый период. Сначала его лишили дома с постройками, пожертвованными когда-то прихожанами, затем началось изъятие церковного имущества. С 8 апреля 1922 года началось изъятие ценностей из Вознесенско-Георгиевской церкви. Прихожане пытались протестовать, но тщетно.
С 1930 по 1946 годы в церковном здании находился Дом культуры Зареченского района. Последующая судьба храма была в руках администрации овчинно-меховой фабрики, и только 5 июля 1976 года храм берется под государственную охрану как памятник архитектурно-монументального искусства местного значения. Правда, по-прежнему остается в ведомстве овчинно-меховой фабрики. Последний, в свою очередь, использовал ее под склад.
Только 24 июня 1996 года здание храма передается Тобольско-Тюменской епархии. В 1999 году собирается церковный совет из 20 человек, который решает восстановить храм. Реставрация длится и сегодня — она на завершающей стадии.
***
фото: