Кто выигрывает войны
Конференция «Взаимодействие ветеранских и молодежных организаций в патриотическом воспитании: диалог поколений», как следует из названия, ориентирована прежде всего на возрастную категорию от 16 до 30 лет. Правда, сами молодые люди себя так не называют.
Сейчас у них в ходу слово «ребята». Раньше говорили «братва». Девушки ласково называют друг друга «мать» («Что-то ты, мать, совсем исхудала…»). Может быть, именно поэтому инициатива, направленная «на молодежь», почти интуитивно воспринимается школьниками и студентами, как навязанная.
Секция конференции «Войны в судьбах тюменцев» в Государственном аграрном университете Северного Зауралья еще не началась. Но третьекурсница Марина сомневается в том, что такие встречи помогут привить ее поколению любовь к родине.
— Они вызывают уважение к ветеранам,- говорит девушка. -А патриотизм для меня — это принципы взаимоотношений государства и общества, людей между собой. У нас же государство подчас загоняет людей в такие жесткие рамки — финансовые и моральные — что люди становятся озлобленными: нет доверия к власти, друг к другу.
На секции собирается выступать ветеран афганской войны Сергей Захаров. Он вернулся с пленарного заседания, где обсуждались теоретические аспекты этой проблемы. Здесь, надеется Сергей Васильевич, разговор пойдет в практической плоскости, потому что в зале присутствуют те, что кто воевал.
— Готово ли нынешнее поколение к тому, через что прошли ветераны? Вот наш главный вопрос сегодня, — говорит он.
Его опасения понятны. Трудно, мне кажется, рассчитывать на то, что громкие слова и теоретизирование, пафос, с которым студенты-докладчики произносят: «священный долг», «неоценимый вклад», «вечная благодарность», могут преодолеть существующий скептицизм молодых слушателей. Равно как и лозунги, что «всякая война — от супостата», что «Россия никогда не вела захватнических войн». «Картинки красивые», — комментируют презентацию одного из участников мои соседки-студентки. Ветераны внимательно слушают.
Куда более сильное впечатление произвела на меня беседа заслуженного учителя из Сладковского района Александры Красно-яровой с группой студенток.
— Нынешние дети даже не представляют, в каких условиях нам приходилось жить, — говорит она.
— Я рассказываю им, что за четыре года войны мы, дети, не съели ни одной конфетки, сладости не попробовали. А они спрашивают: почему? Не понимают, что всего этого просто не было.
Когда началась Великая Отечественная война, Александре Ивановне было шесть лет.
— Тогда мы быстро стали взрослыми, — рассказывает она. — Кололи дрова, таскали на себе воду — коромысла с 10-литровыми ведрами. Что вот я, такая маленькая, могла унести? Сделаю пару шагов, передохну, и дальше иду.
Учительница русского языка и литературы, Красноярова больше полувека проработала в школе и считает, что надо говорить правду о войне. Например, что в лагере Саласпилс фашисты держали маленьких детей, чтобы брать у них кровь для раненых и ставить на них медицинские опыты. О том, как круглосуточно дымили трубы крематориев. О том, как надзиратель одного из лагерей заставлял жертв раздеваться на морозе и как одна девочка спросила его: снимать ли ей чулочки? Изувер застрелил девочку, потому что она. напомнила ему о его дочери.
— Эта история очень запомнилась одному восьмилетнему мальчишке, — говорит Александра Ивановна. — И он сказал: как много я узнал о войне из ваших рассказов!
Сейчас, если начнется война, мы ее проиграем, беспокоится учительница. Она считает, что дело даже не в том, что из школьных программ убрали «Молодую гвардию» и «Повесть о настоящем человеке». Элементарного здоровья не хватит нынешнему поколению, чтобы сражаться.
Тем временем выступает доцент ТВИИВ, полковник Владимир Мишин. Он говорит, что патриотическая работа должна быть не одномоментной, а постоянной. И напоминает сказанное когда-то давно, что «войны выигрывает школьный учитель». Наверное, такой, как Александра Ивановна Красноярова.