Южная ощутила дыхание севера
Белый дорожный знак с надписью «Тюмень», какие ставят при въезде в город, вообще-то не имеет никакого отношения к развязке у торгового центра «Южный». Зато с местными рабочими у него -отношения давние.
— Этот знак должен быть в районе Московской развязки, — объясняют монтажники «Мостостроя-11». — Нам его отправили, просто чтобы мы приварили крепления…
Путепровод на Московском тракте, который строили эти же люди, какое-то время будет напоминать им о себе мелкими заботами и делами. И все-таки теперь все их внимание приковано к новой стройке.
— Сейчас мы работаем здесь! -улыбается Олег Булгаков.
В начале осени мы встретились с ним, когда «Мостоотряд-36» монтировал стенки подземного перехода под объездной дорогой. Тогда было еще тепло, но шел дождь, стройплощадка была изъезжена грузовикам, ноги тонули в грязи. Строители, помню, подарили фотографу Гале белые перчатки, чтобы она не испачкала руки, лазая по паутине арматуры…
Сейчас внутри кольца на улице Мельникайте — мерзлая глина под ногами; из колодцев идет пар; монтажники закутаны по самые макушки.
— Ну а что делать, — говорит Булгаков, — зима! На Севере ведь круглый год дороги строят! Такая у нас работа.
Больше ветров, осадков и холодов строителей заботит то, что находится под землей. Они указывают на взъерошенный грунт — вот здесь, здесь и здесь были трубы. Сейчас, к счастью, все перенесли.
Внутри кольца уже выросли три колонны одной из опор путепровода. Водителям прекрасно видны эти возвышающиеся над забором, голые, пустые пока, металлические стволы. А если заглянуть за забор, то можно увидеть и котлован-яму, из которой они растут, и переплетение металлических корней.
— На то, чтобы связать арматуру, — рассказывает один из строителей, — ушло два дня. Сейчас готовимся к заливке ростверка, на площадку уже привезли опалубку.
Параллельно внутри кольца бурят скважины для второй опоры. Под землей спрятаны шесть готовых свай. На наших глазах Булгаков с коллегами запускают внутрь очередной скважины устройства подводной подачи бетона — узкие металлические трубки, которые наращивают, так что получается длинный — до самого дна скважины — трубопровод.
— Он необходим, чтобы исключить попадание воды в раствор, -объясняет мостовик Виктор. — Бетон мы подаем на дно, он вытесняет наверх воду, и получается чистая, ровная свая.
В скважине, как в хорошем колодце, действительно плещется вода — не видно даже арматурного каркаса, опущенного под землю на три-четыре метра. Полная глубина скважины — около 30 метров, ее увеличили, когда выяснилось, что работать придется в низине… А на Московской развязке сваи забивали.
— Там мы были вне города, здесь же вокруг жилые дома, — объясняет Олег Булгаков. — Техника вся мощная — не дай Бог, что-то обрушится из-за стройки!
— В Москве и других крупных городах только так и работают, — добавляет монтажник Сергей Ташланов.
— Там стучать запрещено. Впрочем, у немецкой бурильной машины «Бауэр» есть свои ограничения — из-за сильного шума на ней нельзя работать ночью, поэтому, чтобы не беспокоить соседей, после 10-ти вечера «Бауэр» засыпает. А монтажники продолжают работать.
О том, что строительство идет круглосуточно, мостовики говорят как о само собой разумеющемся. Сроки выполнения работ они называть, конечно, не уполномочены. Но готовы, если надо, и ускориться, и терпеть любой мороз. Для того, чтобы бетон не подвел, используют электрообогрев (на металлоконструкцию сваи подается ток, и бетон греется изнутри), тепловые пушки для наружного обогрева; так называемые «теплянки» — палатки из укрывного материала. О том, что летом работать было намного проще, никто даже не заикается.
— Мы сами себе создаем погоду, — говорят монтажники. — У нас получается лето на отдельно взятом участке!
***
фото: «Холод нам нипочем!»;Внутри кольца;Табличка с другой стройки;Сергей Ташланов;Олег Булгаков