Есть такое государство — Земля
Повесть «Попытка к бегству», 1962 год.
Книги Стругацких я начала читать лет в 15. Но зато сразу, что называется, со сложного: первыми к прочтению в списке стояли романы «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя», «Град обреченный», «Волны гасят ветер». Старшие умные и образованные друзья читали именно их, я старалась не отставать.
Что я в этих книгах тогда понимала и чего не понимала — не помню. Но я их любила, и, думаю, если чего-то и не понимала, то воспринимала интуитивно.
Прошло много лет, прежде чем я взялась за короткие, ранние повести Аркадия и Бориса Стругацких. Среди них волею составителей сборника оказалась история, в которой «пересеклись Прошлое, Настоящее и Будущее», возникла тема этической состоятельности вмешательства высокоразвитой цивилизации в развитие цивилизации нижестоящей. Все то, о чем мы читали в повести «Трудно быть богом», романе «Обитаемый остров» и многих других книгах Стругацких.
Двое молодых людей собираются лететь в отпуск на космический курорт. Внезапно к ним присоединяется таинственный пассажир по имени Саул. По его просьбе герои меняют маршрут и высаживаются на безымянной планете, где царит дремучее средневековье со страшными и жестокими законами тирании, рабства, концлагерей — так большинство людей пересказывают «Попытку к бегству».
Но самым удивительным для меня стало вовсе не описание жестокостей (где-то мы такое уже видели, где-то мы такое уже читали и совсем не в фантастике), а портрет землянина. Они, люди будущего, такие, какими мы могли бы стать: здоровые, спортивно подготовленные, образованные и. наивные. Словно на Земле (вот такое государство!) не осталось бедности, болезней и гнетущей несправедливости. Гордость вызывают такие земляне. Гордость и страх за них. Потому что если на Земле и не осталось зла, то оно обязательно найдется, пускай и на другой планете.
***
фото: