Апокалипсис на голубом глазу
Переключая каналы телевизора, мы постоянно натыкаемся на сенсационные сообщения. Взволнованные голоса и профессионально испуганные лица телеведущих — час за часом эфирного времени.
С голубых экранов грозят неминуемой смертью, обвиняя в грядущей катастрофе компьютерные вирусы, большой адронный коллайдер, третью мировую войну, ЭМИ-оружие, тектонические разломы под Антарктидой или, на худой конец, жрецов из племени майя, которые поленились сделать длиннее пресловутый календарь.
Потоку сознательного раздувания слона из мухи на TV противостоит разве что одинокий голос главы МЧС Владимира Пучкова: «Никакого конца света не будет не только в 21 декабря 2012 года, но и в ближайшие несколько сотен тысяч лет».
До 21 декабря чуть больше двух недель, и «Тюменский курьер» решил задать читателям вопрос: «Как вы считаете, для чего на TV так много говорят о конце света?»
И вот что нам ответили.
Александр, строитель:
— Не исключено, что 21 декабря среди ученых, общественных деятелей, политиков объявится какой-нибудь супергерой или мессия, который спасет весь мир от якобы неминуемого конца света и даст нам возможность еще немного пожить на этой земле. Неплохая возможность раскрутиться и поднять свой авторитет в глазах миллионов, которые готовы поверить во все, что угодно.
Людмила Ивановна, пенсионерка:
— Я, наверное, впервые готова поддержать цензуру. Слышала, что в правительстве говорили о том, чтобы запретить журналистам, которые гонятся за дешевыми сенсациями, раздувать эту тему до невероятных размеров. Вот и правильно!
Екатерина, студентка:
— Лет 15 назад, если не ошибаюсь, в июле уже прогнозировали конец света, но реклама этого события была не такой большой. Народ запугали уже до такой степени, что он двинется вслед за любым, кто пообещает спасение. Это же целая армия, которой очень легко управлять. Надеюсь, переживем 21 декабря и выдохнем спокойно, а там уже по ТВ новогодние передачи начнутся полным ходом, которые смотреть гораздо приятнее.
Вселенский потоп с экрана телевизора
Сергей Шумилов, историк:
— Нечистые на руку люди деньги могут зарабатывать на чем угодно. Даже если повода нет, можно его придумать. Особенно, если это не только принесет финансовую прибыль, но и поднимет рейтинги ТВ. А сам по себе конец света — чистой воды спекуляция. Кстати, согласно данным римской католической церкви он давно уже наступил. По их сведениям, дата рождения Иисуса Христа была вычислена неверно, и начало новой эры должно было наступить на четыре года раньше. Таким образом, все прогнозы, сделанные от прежней точки отсчета, — неверны. И если кто-то и прогнозировал конец света в этом году, то просчитался — 2012-й по новым данным наступил уже четыре года назад, тогда же и должна была случиться вселенская катастрофа. Так что все эти прогнозы — просто блеф и бизнес. Интересно только, что больше всего эта тема муссируется в России. Остальному миру до этого дела нет.
Александр Сеитков, директор предприятия «Некрополь»:
— Никаких предпосылок к тому, что случится обещанное, я не вижу. Все это ложь, которую кто-то умело использует в своих целях. Есть события более реальные, и мне приходится с ними сталкиваться раз по пятнадцать на дню. Когда умирает кто-то из близких — именно этот день люди воспринимают как свооебразный конец света. И эти трагедии в большинстве случаев никто и никогда не может предсказать. Что по сравнению с этой реальностью рассказы о Бермудском треугольнике? Нагнетать страх и поднимать за счет этого рейтинги телеканалам выгодно. За их страшилки зритель проголосует рублем.
Дмитрий Аристов, врач-педиатр:
— По-моему, тут существуют два варианта. Во-первых, для телевизионщиков тема «Скоро мы все умрем» — самая горячая. Хорошо поднимает рейтинги, а они всем нужны. Во-вторых, правительство, возможно, скрывает от нас информацию о том, что вероятность конца света очень высока — пытается не допустить преждевременной паники, но при этом культурно намекает, мол «кто вовремя сообразит, откуда ветер дует, тот и спасется». Конечно, мое предположение — не более чем шутка. Но в любой стране мира, в любом городе обязательно найдется несколько скрытых или явных параноиков, готовых по доброй воле тратить бешеные усилия на распространение информации о глобальных катастрофах и конце света.
Юлия Корбу, ученица 10-го класса:
— Конец света — нестареющая тема. У нас каждый год конец света, не по календарю майя так по Ванге или Нострадамусу. Вот телевидение и показывает то, что интересно потребителю. Передачи о Достоевском или об атомном распаде плутония, например, рейтинги не поднимут. А конец света за месяц до конца года для телевизионщиков — просто хлеб насущный.
Евгений, студент:
— У нас практически мертвая политическая жизнь, а в отсутствие крупных событий народ начинает искать или делать их самостоятельно. Молодые выходят с транспарантами, а взрослые сидят перед телевизорами.
Лидия, политолог:
— Я считаю, что это обычные манипуляции, отвлекающие внимание общественности — от тихо подписанных законопроектов или от реально страшных или важных событий — и позволяющие контролировать социальную напряженность. Это как в фильме «Хвост виляет собакой»… А почему конец света популярен именно у русских? Так им его хоть каждый год подавай — праздновать будут!
Марина, телевизионный журналист:
— Все зависит от формата. Если телеканал смакует мистические темы — жизнь после смерти, магия, чародейство и тому подобные, которые бесспорно интересны определенным категориям населения, то там такого много. Для многих конец света — тема актуальная, вот СМИ и подогревают интерес зрителей.
Лев Широбоков, путешественник:
— Прессе просто нужна шумиха — у нас телевизор настроен на запугивание людей. Но, на мой взгляд, куда интересней звучит вопрос: почему люди так охотно смотрят и слушают все эти сказки о конце света и прочих катаклизмах? Думается, что современному человеку, жителю большого города, хочется, чтобы некая неодолимая сила вырвала его из рутины привычного мира: дом-работа, дом-работа.