X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Новое? Или крепко забытое старое?

Современные школы стремятся к созданию идеальной инфраструктуры: проводят капитальные ремонты зданий, оснащают классы оборудованием. Но что дает эта новая образовательная среда ребенку?

В российские школы пришел новый, ранее не известный термин — «здоровьесберегающее обучение». Словосочетание — по-своему противоречивое. О чем — о чем, а о сохранении здоровья детей современная школа заботилась меньше всего. О результатах ЕГЭ — да! О платных услугах — пожалуйста! О компьютеризации — конечно! Но само по себе здоровье в рейтинге образовательных услуг занимало далеко не первое место.

Давно ушли в прошлое времена, когда вес учебников сверялся с ГОСТом, размер шрифтов и цветовое оформление были строго выверенными, а учебные нагрузки — дозированными.

Разнообразные нормативы есть и сегодня, но больше на бумаге. Никто не проверяет, например, сколько весит портфель ученика младших классов, если он положит туда все необходимые книги, рабочие пособия, тетради, альбомы и прочие принадлежности. До недавнего времени не очень заботились и о том, чтобы дети больше двигались (был даже период, когда количество часов физкультуры сокращали).

Сейчас появились ростовые парты, физкультминутки для малышей. Первоклассникам разрешают бегать на переменках. Но здоровья у школьников, увы, не прибавляется. К выпускным классам без хронических болезней остаются единицы, а в военкоматах хватаются за голову, когда проводят медосмотры призывников.

Технический прогресс в образовании ушел вперед семимильными шагами, а здоровьесберегающие технологии только-только появляются на свет. Кто будет нянчиться с этим новорожденным? Умеют ли с ним обращаться педагоги обычных школ? Эти вопросы рассматривали учителя и руководители образовательных учреждений области на курсах повышения квалификации, которые организовал ТОГИРРО и областной департамент образования.

— Печально, но факт: в современной системе образования не предусмотрена подготовка специалистов по здоровьесберегающим педагогическим технологиям, -констатировал Роман Айзман, директор НИИ здоровья и безопасности Новосибирского государственного педагогического университета. — Даже если такие потоки студентов набрать — куда выпускники пойдут работать? В оздоровительные лагеря — воспитателями?

Не ясна пока сама точка отсчета. Нет в России общепринятого взгляда на здоровье, считает Роман Иделевич. Одних только определений этого термина существует больше восьми десятков. И от множественного описания яснее не становится. Что такое здоровье? Личное дело каждого? Социальное явление? Экономический фактор? Стратегический ресурс?

В СССР, например, к здоровью среднестатистического человека относились как к само собой разумеющемуся, а внимание уделяли, в основном, профилактике и борьбе с болезнями. В то же время в развитых странах мира практиковался совершенно иной подход: здоровье — социально-экономическое явление, имеющее определенную стоимость. Соответственно, тех, кто эту государственную ценность сохраняет (не курит, занимается фитнесом и т.д.), надо поощрять: выплачивать более высокую страховку, давать определенные льготы на предприятиях. При такой постановке вопроса никого и не надо убеждать бегать по утрам и заниматься зарядкой.

«Отголосок зарубежного капитализма», по мнению Айзмана, докатился и до нас, но в несколько искаженном виде. Люди, работающие на частных предприятиях, стараются не болеть, боясь, что им не оплатят больничный или что хвори скажутся на карьерном росте.

Чтобы идею здоровьесбережения сделать ближе к населению, в России открыли более пятисот центров здоровья. Но, как считает Роман Айзман, они себя не оправдали. Эти кабинеты оказались невостребованными теми, ради кого задумывались — молодыми, новым поколением. Такие центры необходимы пенсионерам, которые и стали здесь главными посетителями.

Все могло бы быть иначе, если бы каждый россиянин еще в детстве получал «паспорт здоровья». Год от года туда бы вносились новые данные, и эта динамика пригодилась бы, например, для прогнозной оценки состояния будущих призывников (за несколько лет до службы в армии можно разработать индивидуальную программу реабилитации и подготовки).

Катя Христозова

Попытка создать такой документ была. В 2009 года Минздрав выставил его на официальном сайте. Но уже через два месяца -изъял из просмотра. Циркуляр на 46-и страницах оказался неудобоваримым. А другого, единого для всех, так и не создали. Отдали все на усмотрение образовательных учреждений…

Современный подход к сохранению здоровья школьников, по мнению Романа Айзмана, должен учитывать не только физическое, но и психическое здоровье ученика. Второе, при нашем бешеном темпе жизни, становится чуть ли не важнее первого. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году до 95% всех причин нетрудоспособности будут составлять психосоматические заболевания. Поговорка «все болезни от нервов» приобретает весомую экономическую составляющую.

Ученые Новосибирского института здоровья и безопасности считают, что в школе необходимо культивировать новый подход к здоровью. Не только как к отсутствию заболеваний. К современному определению ближе критерии, выработанные космической медициной. Главное в человеке — не физические параметры, а способность успешно адаптироваться к возрастающим физическим и психическим нагрузкам, умение эффективно действовать в критических ситуациях. Выработать эти качества не смогут только спортзалы, бассейны и интерактивные технологии. Многое зависит по-прежнему от «человеческого фактора».

— Инфраструктура может быть идеальна, но если работа педагога — некачественна, эффекта не будет, — убежден Айзман. — С точки зрения здоровья школьников, работа учителя и врача очень похожа. И тот, и другой должен действовать по принципу «не навреди».

Вот только современный преподаватель часто сам нуждается в помощи. Как можно требовать от него формирования здоровья учащегося, если он этими технологиями не владеет? Его учат методикам обучения, а не здоровьесбережения. Оценивают его работу по успешности сдачи классом ЕГЭ, а не по числу не болеющих учеников. Даже в новых образовательных стандартах нет четких критериев оценки такой здоровьесберегающей работы. До сих пор здоровье — это, скорее, не обязательный предмет, а предмет по выбору. Не сдашь его — на второй год не останешься.

***
фото: На уроке физкультуры;Выступает профессор Айзман.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта