Большое транспортное исследование
Запланированный на декабрь День депутата в городской Думе решили посвятить проблемам транспортного обеспечения.
Инициатором «узкой специализации» выступила постоянная комиссия по экономической политике. В течение года вопросы, посвященные развитию транспортной инфраструктуры Тюмени, не раз включались в повестки заседаний. Но одно дело — рассматривать проблемы в цифрах и на бумаге, а другое — увидеть все своими глазами.
В девять утра гостей ПАТП встретил директор Александр Пискулин. Экскурсию по цехам предприятия он начал с истории. Городскому автобусному сообщению в Тюмени более 80 лет. Вначале роль рейсовых автобусов выполняли переделанные грузовики, и только в конце 30-х годов тюменцы увидели на улицах первые настоящие автобусы. Они выполняли только два маршрута — от железнодорожного вокзала и от речпорта. Через два десятка лет, в послевоенные годы, на линиях работало уже около сотни автобусов по десяти маршрутам. Тогда же понадобилось искать для их отстоя и ремонта новую базу, старая — на улице Ялуторовской, не справлялась — «хвост» машин вытягивался ночью вдоль улицы Герцена. Автотранспортное предприятие решили переместить в район завода «Электрон», здесь нашлись свободные земли.
Правда, вспоминают старожилы предприятия, в 50-х годах на перекрестке улиц Республики и Воровского был не просто пустырь, а болото, которое и до сих пор напоминает о себе.
— Сейчас наше предприятие занимает около пяти гектаров. В ПАТП-1 работают 238 водителей, 140 ремонтных рабочих и 70 инженеров. На линию ежедневно выходят 116 автобусов ПАТП, 78 машин субподрядчиков и 28 автобусов малой вместимости М-2, -сообщил Александр Пискулин.
В это время депутаты подошли к смотровой яме. И заинтересовались тем, как проводится контроль за техническим состоянием автобуса перед выходом на линию. Пискулин подробно отвечал на вопросы.
От пункта техконтроля перешли к медицинскому. Раньше помещения, где проводились медосмотры и лечение персонала, занимали два этажа, сказал директор. Теперь остались только несколько комнат на первом этаже.
— А медосмотр у вас проходят все водители или только «парковские»? — спросил депутат Юрий Баранчук.
— Врачи проводят внешний осмотр, берут пробы на алкотестере, измеряют давление, — рассказывал Александр Пискулин. — Если давление повышенное (а такое случается, средний возраст водителей — за 40 лет), отправляем лечиться в поликлинику. Бывает, что летом по два-три водителя снимаем в смену.
— А почему не идут молодые? -задавали вопросы депутаты. — Зарплата не устраивает?
— Заплата водителей у нас — около 29 тысяч рублей, — сообщил Писку-лин. — Но работа сложная: вставать в пять утра, потом — десять часов отработать на линии. Еще два часа многим надо, чтобы добраться домой. Такой ритм выдерживают не все.
Поинтересовались депутаты и наличием тахографов на предприятии — оборудования, которое контролирует режим труда и отдыха водителей.
— Минтранс обязал обеспечить общественный транспорт тахографами до 1 января. И мы эти обязательства выполним. На 112 парковых машинах такие приборы установлены. Обучили и своего специалиста, который выполняет монтаж этих технических приспособлений, — ответил директор ПАТП. -Деньги вложили немалые. А в Минтрансе уже готовится новый документ, который может сделать эти затраты бесполезными. Да и зачем тахометры на городском транспорте, когда есть расписание и ГЛОНАСС?
Следующим пунктом посещения стала диспетчерская. Здесь депутаты сами смогли убедиться в том, как работает система ГЛОНАСС и как отслеживается движение автобусов на линии.
— А можно связаться с водителем по голосовой связи? Например, с тем, который проходил предрейсовый техосмотр, когда мы сюда приехали? — спросил Баранчук.
На его вопрос тут же среагировала диспетчер:
— 112-й, 112-й, как слышите меня? — набрала Алевтина Рощупкина одного из водителей.
В динамике послышалось шипение. Сеанс связи не удался. «Да, сбои бывают», — с сожалением сказала Алевтина Анатольевна.
— А для чего вообще нужна вся эта система? — спросил Дмитрий Еремеев, председатель городской Думы.
— Во-первых, мы отслеживаем ситуацию в целом по городу и можем посоветовать водителю, как лучше действовать на конкретном участке дороги, — рассказывала старший диспетчер. — А во-вторых, в конце дня можем подвести статистику — сколько рейсов выполнено, сколько сорвано, сколько двигалось вне расписания.
— Мы отчитываемся перед «Тюменьгортрансом» об исполнении своих обязательств, — добавил Пискулин. — Согласно договору у нас должно быть не менее 90% выполненных рейсов. В эти рамки мы укладываемся.
— Если есть отклонения от графика, то по какой причине? — попросил уточнить Еремеев. — И каков интервал отставания, например, на данный момент?
Диспетчер запросил у системы общий отчет. Статистика выдала: всего в городе на маршрутах работают 869 единиц общественного транспорта (муниципального и частного). Вовремя не пришли на контрольные точки 269. Средний интервал отставания — 11 минут. Основная причина — пробки.
— Бывают ли срывы рейсов, связанные с недисциплинированностью водителей, особенно субподрядчиков? — продолжал «копать» Еремеев.
Пискулин объяснил, что на предприятии есть отдел по работе с частными перевозчиками, который контролирует передвижение всех машин и выход их на линию. И если специалисты отдела на интерактивной карте не видят машины — сразу звонят, спрашивают, в чем дело. Если поломка на линии — могут выслать службу быстрого реагирования, поставить машину из резерва предприятия или частного предпринимателя.
— Хотя, — добавила Рощупкина, — водитель обычно не ждет, когда его начнут разыскивать — сам отзванивается.
Показали депутатам и как работают цеха предприятия: моторный, аккумуляторный, агрегатный, цех нестандартного оборудования. Они занимают около 9,5 тысячи квадратных метров. Помещения старые, требуют ремонта и переоборудования в связи с требованиями энергоэффективности. В этом году, например, в кузовном цехе установили пластиковые окна — стало и теплее, и светлее. Около трех миллионов рублей потратили на замену крыши, которая протекала. В планах — заменить приточную вытяжную вентиляцию, чтобы воздух в цехах стал чище и безопаснее для работающих (пока они, как в советские времена, молоко получают за вредность).
— По-доброму надо бы еще побелить в цехах и покрасить, — вздохнул Пискулин. — Но при наших площадях на это нужны такие деньги.
От технического оснащения затем снова перешли к «человеческому фактору». Депутаты интересовались: как обстоят дела с культурой обслуживания пассажиров, как ведется переподготовка и обучение водительского состава.
— Мы сейчас сюда специально приехали не на машине, а на автобусе, — наконец-то достал козырную карту депутат Александр Мухаметкулов. — Проехали через весь город. Утро. Мороз. Давка. Окна запотели. Остановки не объявляются. Водитель то трогается с места, то тормозит. Люди говорят: «Это он пассажиров утрамбовывает».
— Мы проверяли, как работают звуковые информаторы, — пояснил Пискулин. — Выявили неисправные, закупили запчасти. Только суть оказалась в другом: водители просто не нажимают кнопку.
… Около трех часов депутаты расспрашивали директора ПАТП-1: и детально, и в целом, и на текущий момент, и на перспективу.
— Надо обязательно поддержать городские автотранспортные предприятия, — подытожил Александр Пискулин. — Здесь работает опытный, сплоченный, работоспособный коллектив.
— Подготовьте ваши предложения, — сказал в заключение Юрий Баранчук. — Мы обязательно рассмотрим их на заседании постоянной комиссии по экономической политике.
***
фото: Дмитрий Еремеев, Александр Пискулин, Юрий Баранчук;Автобус проходит предрейсовый технический контроль.