X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Aпу баба, строитель и солдат

24 декабря 1942 года погиб наш любимый дядя, средний брат мамы — Ательшин Асис Ательшович. Он защищал Ленинград. А задолго до войны он, уроженец села Юрты Матмасы Ярковского района, был репрессирован (в 1930 году).

Вернувшись (ему повезло, что не расстреляли), ходил по району, зарабатывая кусок хлеба строительством колодцев, печей. Мы звали дядю любовно — Апу баба, а русские — Иваном. Добродушный, спокойный, молодецкого сложения, дядя был нужен всем. В момент гибели ему было около 40 лет…

Апу баба часто напевал песню на слова Демьяна Бедного «Как родная меня мать провожала, тут и вся моя родня набежала». Эту песню я слышала и на вечерах колхозников поселка Кедровый, где мы отбывали ссылку. Запрещенная большевиками, она жила среди ссыльных крестьян.

Невзирая на репрессии, унижения и рабское положение, народ забывал свои обиды, шел защищать свое Отечество в трудную для страны годину. Таким был и Асис Ательшин, отец трех детей. Он потерял в 1930 году свою семью, отца, который был расстрелян. Потерял мать — главу большой семьи. Она скиталась по деревням, батрачила у колхозного бригадира. Старая женщина была отличной стряпухой. Добрые люди привезли ее и похоронили на татарском кладбище.

Оставшись на улице после изгнания, жена Асиса с тремя детьми подалась пешком в далекий Вагайский район. Двух малышек вела за руки, третью посадила в кузовок и несла за спиной. В дороге голодный ребенок умер.

На новом месте жена Асиса вышла замуж. Спасаясь от репрессии, записала детей на фамилию отчима — Фахрутдинова.

Сам дядя скрытно приехал к нам в Кедровый. Работал с отцом в колхозе им. Сталина. Как ему удалось избежать ареста в 1937-38 годах — одному богу известно. Из поселка в те годы увезли почти всех трудоспособных мужиков в Ханты-Мансийск, расстреляли. Мой отец уцелел только потому, что в это время плавал в Обской губе.

Наша мать часто болела, подолгу лежала в больнице. Дядя Асис заменял нам, малышам, мать. Он топил печь, доил корову, варил, стряпал хлеб, кормил нас. Бежал на работу, где царил комендант. Как только он успевал? Житейский опыт дядя получил в родной семье. Мама — его сестра — рассказывала, что братья вставали в четыре часа утра, запрягали коней, пили чай и ехали трудиться на заимку.

В колхозе Апу баба работал хорошо. Его даже избрали в правление. На собрания иногда брал меня с собой. Я ехала на его плечах. Пока члены правления решали вопросы, старенький бухгалтер открывал сундучок, раздавал детям книжки с рисунками. Отсюда мое любопытство к книгам.

Дядя сильно скучал по родным детям. Перед войной он уехал с Севера в родные края на их поиски. Нашел детей в чужой семье.

Остановился Асис Ательшович в Юртах Шатаново Ярковского района. Женился на вдове с ребенком.

Война полыхала. Ярковский военкомат призвал его на защиту Родины. Погиб Апу баба у деревни Целино Ленинградской области. Так сказано в похоронке, которая пришла в его новую семью в Юрты Шатаново.

О последних днях жизни Асиса Ательшовича рассказала моей маме, его сестре, падчерица Ханиора.

Родные дочери за изъятое имущество отца ничего не получили. Не получали они и пособие за погибшего на войне отца.

Теперь уже их нет в живых. Остались внуки, правнуки Асиса Ательшовича. Вечная ему память!

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта