Первая «конфетка» — самая вкусная
Юрий Дудоев, генеральный директор «Сибнефтегазмаша», специально проводит нас по цехам, чтобы мы «ощутили запах завода». Самим заводчанам профессиональное чутье помогло создать гидроротор нового поколения.
РМ-200-1М (малогабаритный) должен прийти на смену роторам, которые здесь выпускают с 2001 года. В комплекте с гидромотором его используют для капитального ремонта скважин, компоновка сделает изделие дешевле.
После длинного заводского пролета, где жужжат фрезы, крутятся столы карусельных станков и пахнет характерной смесью железа и машинного масла, останавливаемся в просторном экспериментально-инструментальном цехе.
Новый ротор и его предшественник стоят рядом, блестят свежей краской. Одно изделие — серебристое, массивное — вытянулось на полу, как лодка, выброшенная на берег. Другое, с красными и синими деталями, наоборот, смотрит вверх, как ракета, готовая к старту. На первый взгляд, обе конструкции одинаково сложны и непонятны, но Юрий Дудоев объясняет, что новый гидроротор в два раза легче, изготовить его в два раза дешевле, а производительность -в два раза выше.
— Мы изучали просьбы нефтяников, — рассказывает Юрий Николаевич. — И в этом изделии удалось добиться необходимого усилия передающего момента, мягкости хода, нужного диапазона оборотов. Рассчитываем, что оборудование будет востребовано.
Конструктор Юрий Ермаков говорит, что от идеи до пробного образца прошло два года — в новом гидророторе совершенно другая компоновка и редкие комплектующие.
— Раньше мы использовали отечественные гидромоторы, — рассказывает он. — Они — большие, соответственно, и ротор был таким же. Сейчас закупили новые болгарские моторы…
Вместе с мотором и ротором в комплекте будут продавать герметизатор, который изготовлен на другом тюменском заводе -«Гром». По словам исполнительного директора предприятия-партнера Ивана Костоломова, его завод тоже постоянно совершенствует свои изделия. Так, уплотнитель в герметизаторе большего диаметра, чем труба — обжим происходит благодаря специальному насосу. В итоге снижается износ оборудования.
Юрий Ермаков добавляет, что производить новое оборудование даже легче, чем прошлую модель — конструкция проще, а трудоемкость — ниже. Станочники, что изготовили опытный образец гидроротора, вообще называют работу «обыденной».
— Мы вытачиваем и более сложные детали, — говорит токарь Александр Фролов. — Здесь проблем не возникло.
Он отвлекается от очередной заготовки, чтобы вместе с Сергеем Семушкиным рассказать о своей работе.
Когда чертежи воплотились в металле, а готовое оборудование прошло испытания, можно начинать серийное производство нового изделия в основном цехе. Но «первую конфетку» (по выражению Юрия Дудоева) делают именно эти мастера.
— Например, Сергей, — указывает Фролов на товарища, — работает сразу на трех станках: координатно-расточном, долбежном и шлифовальном. У меня два станка. Новичков на такую работу вряд ли поставят.
Он на заводе больше 30 лет, Семушкин — 17. Поэтому даже шестой разряд, самый высокий у токарей, не до конца характеризует их квалификацию.
— Правильнее сказать, что мы -станочники широкого профиля, -уточняет Фролов.
— Или токари-универсалы, — продолжает тему Михаил Снимщиков.
Он тоже делал детали для гидроротора, но что именно, токарь уже не уточняет. Зато он хорошо помнит, как непросто начиналась его работа на производстве.
— Вообще-то, по первому образованию я — фельдшер, — рассказывает он. — Образование в нашем городе было получить очень сложно, и со станком обращаться я учился прямо на заводе.
Может быть, из-за такого жизненного опыта Снимщиков всегда с радостью учит молодых рабочих. «Один из лучших наставников», -отзываются о нем коллеги. А на его рабочем месте можно увидеть статуэтки-подарки, оставшиеся от учеников. Вот только сами ученики разбежались.
По словам рабочих, много лет назад они пришли на завод из-за возможности «сделать из безликой болванки нечто полезное». В экспериментальном цехе они мастерят вещи не только полезные, но абсолютно новые. И в последние годы, говорят токари, такой работы прибавилось.
***
фото: Юрий Дудоев и технический директор Александр Фокин;Конструктор Юрий Ермаков;Токари Александр Фролов (слева) и Сергей Семушкин;Старый гидроротор на полу цеха — материальное свидетельство для журналистов «Курьера».