Высокий низкого не разумеет
Нехорошее предчувствие закралось в души жителей улиц Маршака, Малышева, Бирюзова, что в поселке Тарманы, еще в начале осени, когда в их небольшом скверике развернулась бурная деятельность по вырубке тополей.
— Одна из наших соседок подходила к людям, которые контролировали этот процесс. Ей показали официальные бумаги, что это вполне законная вырубка. Дескать, деревья засохли, их надо убирать, -рассказывает жительница дома N 35 по улице Малышева Наталья Дорожукова.
— Хотя засохли они как-то подозрительно резко и одновременно, — присоединяется к разговору Сергей Чернов, который наперечет знает все местные деревья, потому что живет неподалеку и частенько прогуливается в скверике.
Точнее, прогуливался. С осени скверика не стало, а вместе с ним — и тех тополей, детской и спортивной площадок, турников, скамеек и клумб. Так уж совпало (хотя жители Тарман в такие совпадения не очень-то верят), что после рубщиков деревьев почти сразу пришли строители и начали возводить вокруг прогулочной зоны забор. И началась стройка — к безмерному удивлению жителей.
Причем началась настолько шумно, что сончас для маленьких ребятишек, проживающих в окрестных домах, пришлось отменить. Работа сваебоя к безмятежному сну совсем не располагает.
— Да шум — это еще что! — машет рукой Любовь Распопова (тоже из 35-го дома по улице Малышева). -Мебель в домах ходуном ходит, и кирпичи из стен вываливаются -вот что страшно!
Уже два месяца соседи делятся друг с другом понесенными потерями: у одних гардина отвалилась, у других — разошлись швы на потолке, у третьих — обои от стен отошли (посмотреть, что творится под ними, даже не осмеливаются). И опять совпадение: все это происходит в то время, когда строители заколачивают сваи для фундамента нового дома.
— А куда старым домам деваться? Развалиться, что ли, окончательно? — задает риторический вопрос Любовь Петровна. — Оно понятно, что дома эти и без того ветхие. Наше общежитие, например, в 1962 году построено. За последние годы здесь и стены разрушались, и крыша протекала, и кирпичи прямо на голову сыпались.
А так и не скажешь. Со стороны 35-й дом похож на пряничный — его стены аккуратно забраны приятного цвета металлосайдингом.
— Ну, да, — невесело улыбаются жильцы. — Это у нас ремонт проводили в прошлом году, вот разваливающиеся стены и спрятали под облицовкой. Но то, что в подъездах и в квартирах происходит, не скроешь.
Хотя попытки были. Ремонтники побелили все стены в подъезде -так, что первое время приятно было смотреть. Но угроза пришла, откуда не ждали. От регулярных потряхиваний, спровоцированных соседней стройкой, вся штукатурка полопалась, по стенам поползли трещины, и, что будет дальше, жильцы боятся представить.
С домом N 4 по улице Маршака -та же история. Подкидывает и дома NN 10 и 12 по улице Бирюзова.
Поэтому люди не выдержали, организовали 30 ноября сход жителей поселка Тарманы, на который пришли 118 человек. Пригласили и представителей департамента градостроительной политики.
— И нам сказали, что, оказывается, в феврале проходили публичные слушания, где было принято решение о строительстве в нашем дворе новой десятиэтажки, — рассказывает Мария Иждавлетова.
В настоящий момент участники инициативной группы, которая была утверждена в день схода и в которую входит, в том числе, и Мария, пытаются получить на руки протокол и аудиозапись тех слушаний. Инициативные граждане уверены: никто из их соседей, находящихся в здравом уме и твердой памяти, дать согласие на подобное не мог. Всем же понятно, что не только сама стройка доставит местным жителям массу неудобств, но и ее результаты — высотка, которая однозначно будет выбиваться из местного пейзажа.
Преобладающая часть всех домов в Тарманах — это пятиэтажки. Высотка, приткнувшаяся практически вплотную к своим меньшим собратьям, просто-напросто загородит им солнце.
— Мы уже не говорим ни о каком едином архитектурном стиле. Чувствуется, что до него нет никакого дела тем, кто задействован в этом проекте, — говорит Сергей Чернов. — Но нельзя же закрывать глаза на то, что в нашем районе элементарно не хватит парковок для тех, кто заедет в новый дом! Машины и сейчас уже заполонили все окрестные дворы. А что будет дальше?
Наверное, автомобилисты станут осваивать нашу березовую рощу. Не удивлюсь, если скоро она превратится в парковку.
Сергей Чернов — по образованию строитель, поэтому развернувшаяся под его окнами стройка вызывает у мужчины массу не только человеческих вопросов, но и профессиональные. Например, как быть с транспортной развязкой? С одной стороны строящийся дом подпирает промзона, через которую ездить будет нельзя. Получается, что весь поток вновь прибывших автомобилей двинется через дворы все тех же пятиэтажек. Да по сути и дворов-то никаких уже нет. Не только у старых домов, но и у нового не будет — для этого просто не хватит места.
Но ответом на все воззвания расстроенных людей было официальное разрешение на строительство. Никаких противопоказаний к этому, дескать, нет, так что готовьтесь встречать новых соседей. Если не рухнете, конечно, к тому времени.
— Мы писали письма в разные инстанции, оттуда нам присылали это разрешение, — говорит Мария. — В официальных бумагах указан кадастровый номер участка под строительство, мы вводили его на сайте Росреестра — и что бы вы думали? На карте рядом с ним не отмечен наш 4-й дом по улице Маршака! Получается, застройщики нас даже в расчет не берут!
Кроме этого, до инициативных граждан донеслась и еще одна любопытная информация: вроде как проект застройки разрабатывала… омская организация. И что омичам неудобства людей из тюменского поселка Тарманы!
Город растет, ширится, уже давно пришло время высотных домов, а пятиэтажки доживают свой век. Жители Тарман все это прекрасно понимают, но просят и их понять. Хочется, все-таки, дожить этот век по-человечески, и чтобы дети еще пожили.
— Мы понимаем и то, что запущенную стройку уже не остановить, но хотя бы этажность дома пересмотреть надо, — разводит руками Сергей Чернов. — Иначе мы получим очередной коллапс!
Сейчас жители Тарман ждут ответа на свое обращение в прокуратуру. А еще с надеждой — холодных актированных дней, когда строители не забивают свай. В это время хотя бы можно уложить детей поспать днем — как им положено по возрасту.
***
фото: Сергей Чернов у забора стройки;Наталья Дорожукова проводит экскурсию по своему подъезду