Аэросани в миниатюре
В минувшие выходные на территории «Дома природы, техники и спорта», прошли областные соревнования юношей по автомодельному спорту.
… Разместившись в кабинетах, среди станков, измерительных приборов и инструментов, участники погрузились в свои заботы. За считанные минуты до стартов надо сделать многое: подогнать винт под нужный размер, заправить почти игрушечный двигатель, что-то прикрепить, что-то допаять.
— Двигатели обычно собираем сами, но в этот раз я бы не успел, пришлось купить, — рассказывает Игорь Бобровский. В тюменской секции автомоделирования он всего полтора года, но уже успел выиграть свои первые соревнования.
Игорь выступает в классе АС-2 — двигатель в два кубических сантиметра заключен в продолговатый обтекаемый корпус. Аэросани больше похожи на самолет без крыльев, чем на привычное средство передвижения в условиях вечной мерзлоты. Как рассказал Игорь, стоят двигатели недешево: есть и за 10 тысяч рублей, и за 20 тысяч. Ему удалось найти намного более дешевый -всего за пять тысяч.
Рядом ребята постарше готовят еще одну модель аэросаней к стартам — это уже точная копия существовавших в нашей стране машин. Подобные модели называют АК-1 и АК-2 — аэросани-копии (цифры рядом с аббревиатурой означают объем двигателя).
— Плюсы и минусы есть у всех спортсменов, шансы на победу -тоже, — комментирует другой спортсмен — Данил Смирнов.
Данил занимается в клубе три года, он — призер всероссийских соревнований. С другом Димой он сейчас проверяют модель на готовность к старту: заправляют двигатель топливом, а для лучшего скольжения натирает коньки аэросаней фторопластом.
— Тренировки проходят и летом, на асфальте, — говорит Данил. -Вместо коньков-лыж (это зимний вариант) тогда ставим колеса.
В этот момент по громкоговорителю судьи объявляют о начале состязаний и приглашают участников по именам. Кабинеты понемногу пустеют, все выходят на улицу.
Специально для запусков залит ледовый круг площадью 20 квадратных метров. В центре — столб, от него тянется трос. У всех моделей, в свою очередь, есть специальная кордовая планка сбоку, к ней трос и крепится. Запускают модель втроем, с двумя помощниками: один, стоящий в центре круга, контролирует ход троса во время старта, а второй помогает спортсмену завести модель.
На каждый запуск дается всего несколько минут: завел двигатель, запустил свои аэросани — смотри, любуйся и. жди результата. Не смог завести — увы, пропускаешь заезд.
А маленький двигатель, оказывается, сплошь и рядом может быть непослушным! Оживить его сразу удавалось немногим. Тренеры тихо поругивали своих незадачливых подопечных, отправляя их под крышу — греться самим и греть машины.
Тюменским спортсменам достались вторые и третьи места. То ли мороз не дал показать все, на что способны наши поделки, то ли техника у соперников оказалась чуточку лучше.
Первое место в общекомандном и личных зачетах досталось команде из Сургута. Лучший результат показал сургутянин Владимир Головенко, его модель развила скорость 228 километров в час. Самые быстрые аэросани среди тюменских автомоделистов — у Алексея Стяжкина, его машина разогналась до 227 километров.
Следующий этапом для призеров этих соревнований станет первенство России.
***
фото: Главный судья соревнований Игорь Слободин и судья Иван Кипер (справа) оценивают искусство моделистов;У линии старта;А это последние приготовления перед «выходом в свет»: Данил Смирнов (слева) и Дмитрий Петрович.