X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Кровь на снегу

Еремей Айпин. «Божья Матерь в кровавых снегах». Издательство «Амфора», 2010 год.

О восстании коренных народов Обского Севера, не желающих покориться советскому режиму, которое произошло в 1933-1934 годах, я, признаться, знать не знала. В СССР об этом Казымском восстании говорить было не принято. А после. подзабылось на фоне Великой Отечественной войны?

Хотя, живя в 1980-е годы на тюменском Севере, думаю, слышала отголоски этого восстания. Осенью в школу-интернат нашего поселка на вертолетах привозили ревущих ненецких ребятишек. Они не хотели в интернат, они хотели домой, к родителям. Взрослые рассказывали, что так бывает каждую осень: в стойбища прилетают вертолеты, и детей практически насильно увозят в поселок — на весь учебный год.

В романе хантыйского писателя Еремея Айпина, который, кстати, был написан еще в 1999 году, а впервые опубликован в 2003, речь не о ненцах, а о ханты — они же остяки. Но суть вопроса от этого практически не меняется. Писатель рисует картину зимней тундры, по которой разбросаны стойбища остяков-кочевников. Среди них уже много тех, кто противится советской власти, кто приготовил оружие — огнестрельное и холодное, кто проверил упряжь своих оленей. Остяки недовольны тем, что ненавистные красные пришли на их землю, арестовали их шаманов, осквернили святые места. Они воюют.

Айпин не жалеет красок, описывая зверства «красных»: расстрелы мирных жителей, изнасилования, убийства детей, варварские пытки и всяческие прочие мерзости зимней войны показаны реалистично и жестоко. В центре повествования остяцкая женщина — Мать Детей. Она теряет на этой войне всю свою большую семью: один за другим ее муж и дети (даже малыши) гибнут под выстрелами и бомбами противников.

Я читала и думала о том, что, возможно, Еремей Айпин несколько сгущает краски, рисуя абсолютно всех «красных» зверьми. Но, вероятно, он — сам остяк — имеет право смотреть на произошедшее со своей колокольни. В одном из интервью Айпин сказал: «Я начал писать этот роман с того мгновения, как стал помнить себя. Потому что в детстве я много рассказов слышал о Казымском восстании от моих родителей и от бабушки Дарьи. Времена тогда были жестокие. Поэтому говорили о той войне шепотом. Те рассказы, те картинки настолько были трагичными и в своей трагичности яркими, что я их запомнил на всю свою жизнь».

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта