«ГРОМ» — не громкий
В механическом цехе завода геологоразведочного оборудования и машин («ГРОМ») за рядами станков практически не видно людей, самих станков не слышно и, кажется, будто жизнь здесь стоит. Хотя все наоборот.
Завод был создан больше тридцати лет назад, сейчас здесь около трехсот рабочих, регулярно обновляется парк станков — появляются новые бесшумные агрегаты.
Несколько лет назад организовали научно-производственное предприятие, которое занимается разработкой уникального нефтегазового оборудования. Одно из последних изобретений — устройство для нарезания резьбы на обсадных трубах.
— Его используют для капитального ремонта скважин, если старая резьба пришла в негодность, — объясняет исполнительный директор НПП «ГРОМ» Иван Костоломов. Аналоги такого агрегата в России еще надо поискать. Иван Иванович вспомнил краснодарский завод, что выпускает нечто похожее, но он далеко, тогда как нефтяники со своими запросами очень близко к Тюмени.
Новое устройство предназначено для Ямальской противофонтанной военизированной части, оно уже прошло испытание, дожидается отправки, а на подходе его модификация — для труб меньшего диаметра.
Станок Василия Яркина, токаря завода «ГРОМ», хоть и стоит в ряду новейших обрабатывающих центров, совсем не похож на чудо техники -зеленая краска, как у советских «ветеранов», черно-белый экран, как у старых телевизоров, массивные кнопки.
Впрочем, это тоже оборудование с числовым программным управлением, только сделанное еще в СССР, в конце 80-х годов. Вообще же станков тут так много, что только рабочие и могут толком объяснить, для чего они предназначены.
В одном пролете — ряд «универсалов», в соседнем — блестящие новизной импортные обрабатывающие центры. Отдельный участок выделен для фрезерных станков… Василий Яркин, который на своем агрегате выполняет чистовую обработку пробок для шаровых кранов, работал и на универсальных станках, и на современных российских центрах с ЦПУ, но с почтением отзывается именно о своем, непримечательном на вид, «напарнике».
— Не все в Советском Союзе было плохо, — говорит он. — Здесь удобный интерфейс, простое управление, высокая точность. Приятель рассказывал мне, что на одном тюменском заводе в 90-х годах продали пару таких станков, а потом схватились за голову — где и за какие деньги взять подобное оборудование?!
Завод «ГРОМ» технику сохранил, а вместе ней — и уникальные кадры. Исполнительный директор научно-производственного предприятия «ГРОМа» Иван Костоломов говорит, что коллектив сложился дружный, вместе преодолели несколько кризисов, никто никуда не сбежал, а ветераны многому научили молодых.
Например, Сергей Балыбердин, который на немецкой технике сверлит отверстия в корпусе шарового крана, несмотря на юный возраст, успел поработать токарем-универсалом. Хоть некоторые представители этой профессии и говорят, что их умения стали настолько редкими и уникальными, что их ценят, словно золото, и никуда больше не отпускают, Балыбердин считает, что работа оператора — не менее интересная. Поэтому, когда на заводе появился новый немецкий центр с ЧПУ, он с удовольствием перешел на него.
— На «универсалах» больше физической работы, здесь — умственной, — делится он. — Не надо рычаги крутить, обязательно умение читать чертежи.
Яркин тоже говорит, что оператор — не тот человек, что просто нажимает на кнопки. Он сам, бывает, пишет дома программы для обработки деталей, выставляет режимы и скорость. Так что здесь от его знаний зависит даже больше, чем на механических станках. Не случайно правильное название и его должности, и Балыбердина -«оператор-наладчик». Из тех рабочих, кто перешел в свое время на новую технику, говорят они, никто не рвется обратно.
Может быть, поэтому руководство завода постоянно пополняет парк техники. В итоге увеличиваются точность и скорость изготовления деталей, становится меньше брака.
Слесарь механосборочных работ Александр Синельник знает это, как никто другой. Кроме сборки изделий, в его обязанностях — их испытания. Спокойный и неторопливый, как будто под грузом ответственности, он цепляет один из шаровых кранов на тросы, перетаскивает к стенду, затягивает ключом. Потом со словами «сейчас буду давить» становится за пульт и подает в конструкцию солярку.
— У нее проходимость лучше, чем у воды, — объясняет мастер. — Найдет малейшую щелочку. Вообще же брак у нас бывает редко, в основном, только на новых изделиях, когда технология еще не отработана.
Тогда вместе со слесарем за испытаниями внимательно наблюдают конструкторы. Если необходимо, то корректируют чертежи и технологии. Изготовлением опытных образцов занимается инструментально-экспериментальный цех завода, проектированием — научно-производственное предприятие. Эта структура была создана больше пяти лет назад специально, чтобы обеспечить заводу «ГРОМ» конкурентные преимущества — постараться вытеснить импортные товары, говорит исполнительный директор НПП Иван Костоломов. Одна из новейших авторских разработок — устройство нарезки резьбы на обсадных трубах.
Даже иностранные компании, что работают в России, предпочитают местное оборудование, потому что оно дешевле и не уступает по качеству, говорит Иван Иванович. В итоге новые станки окупают себя, а у рабочих появляется больше возможностей для применения своих умений.
***
фото: В цехе «ГРОМа».;Сергей Балыбердин;Василий Яркин;Готовые пробки для шаровых кранов, используемых на нефтяных месторождениях;Александр Синельник.