X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Хлеб один, а цены — разные

То, что хлеб — всему голова, все знают с детства. Поэтому и цены на него всегда были под пристальным вниманием и покупателей, и властей. Особенно, когда эти цены начинают по непонятным причинам скакать.

На заседании комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям на прошлой неделе некоторые депутаты были шокированы сведениями, что килограмм «дарницкого» в магазинах «Монетка» и «Мосмарт» стоит 24,81 и 38,75 рубля соответственно (данные декабря 2012 г.).

«Почему такая огромная разница?», — спрашивали депутаты. Докладчик, руководитель регионального управления УФАС Дмитрий Шалабодов ответил, что в рамках определенных акций торговые сети вправе снижать цену для привлечения покупателей, и нарушений антимонопольного законодательства здесь нет.

— Вообще же, — отметил Шалабодов, — ни разу в Тюменской области производители за месяц не повышали цены на социально значимые продукты более чем на 30 процентов — это стало бы поводом для разбирательства…

Однако разница в 10-14 рублей все же озадачила. Чтобы ее увидеть, не обязательно обращаться к статистике или ходить на заседания думских комитетов — достаточно заглянуть в ближайший магазин.

Например, во вторник в «Пчелке» на улице Мельникайте круглая нарезанная буханка «дарницкого» от Тюменского хлебокомбината стоила 25,5 рубля. А в гипермаркете «Райт» на улице Гнаровской она же — 18 рублей. Неужели в «Пчелке» хлеб вкуснее?

Начальник планового отдела Тюменского хлебокомбината Ольга Мухачева говорит, что разница в цене может объясняться несколькими причинами. Во-первых, в крупных торговых сетях, руководство которых находится за пределами Тюмени, процесс урегулирования цен может затянуться — эти магазины просто не успели поставить новые ценники, тогда как остальные это уже сделали.

Вторая причина — специальные акции. Тогда продавец обращается к поставщику с предложением продавать определенные товары дешевле: первый ищет новых покупателей, второй — увеличения продаж. Производитель снижает отпускные цены, и на прилавках тот же самый хлеб появляется под новым ценником.

Случай гипермаркета «Райт» — очевидно, из этой серии. Кроме цены, которая привлекательна сама по себе, магазин выделил желтым цветом и ценник — признак того, что хлеб, действительно, «акционный» и что рано или поздно это раздолье закончится.

Продолжаться вечно такие распродажи не могут — особенно в нынешних непростых для производителей условиях. В прошлый сезон урожай пострадал от засухи — зерно подорожало. Соответственно, подскочили цены на муку. (Дмитрий Шалабодов сказал, что за 2012 год — в среднем на 65 процентов. При этом хлеб — лишь на 5,8). Получается, что производители работают себе в убыток.

Ольга Мухачева говорит, что приходится учитывать условия жесткой конкурентной среды. Границы Тюменской области открыты, к нам везут хлеб и крупные, и мелкие производители из Кургана, Екатеринбурга, где могут быть совершенно иные условия существования комбинатов: другие формы государственной поддержки, другие поставщики, другие объемы производства — соответственно и цена может варьироваться.

Но в одном Ольга Михайловна уверена точно: если на комбинате соблюдается технологический процесс, работает лаборатория, сотрудникам платят «белую» зарплату, а само предприятие платит налоги, то стоимость хлеба от такого производителя не может быть намного ниже рыночной.

Так, на начало февраля отпускная цена на буханку круглого нарезанного «дарницкого» производства ТХК весом 650 граммов-22,03 рубля. Такой же хлеб производства компании «Фонд» стоит 23 рубля. На новом хлебокомбинате «Абсолют» 600-граммовая буханка стоит 20 рублей, 700-граммовая — 20,5 рубля. Как видим, разница минимальна.

***
фото: Хлеб на витрине одной из тюменских «Пчелок».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта