X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Путешествовать, не покидая дома

Кристиан Крахт. «Карта мира», сборник. 2009.

Когда Миклухо-Маклай и Радищев писали свои путевые заметки, вряд ли они предполагали, что спустя столетия в этом жанре будут работать все кому не лень, а сам жанр получит английское название «travelogue». Сегодня их конкурентом становится каждый, кто бросает насиженное место и отправляется на поиски неизведанных территорий.

О популярности жанра говорит, например, то, что журнал «Космополитен» публикует для читательниц инструкции о том, как рассказать о своей поездке максимально интересно. Проблема в том, что неисхоженных троп становится все меньше, и только личность автора, его опыт и впечатления делают повествование по-настоящему захватывающим.

Например, англичанина Брюса Чатвина с его первой книгой «В Патагонии» обвиняли в искажении сведений, излишне богатом воображении, манипуляции фактами. Однако его произведения стали образцом современных документальных рассказов не о заморских землях, а о человеке, который покидает родное гнездо и остается один на один с незнакомым местом.

Современный писатель и философ Ален де Боттон способен рассуждать об «искусстве путешествий», не покидая аэропорта -просто наблюдая, как сменяются на табло таблички с названиями городов: Гуанчжоу, Пхеньян, Сингапур…

Швейцарец Кристиан Крахт интересен тем, что в своих поездках оказывается на острие международных политических событий.

46-летний журналист пишет о Гонконге накануне его передачи под суверенитет Китая, о Каире времен появления карикатур на пророка Мухаммеда, о Баку середины 90-х годов… И при этом обращает внимание, в основном, не на экзотическую «клюкву» местности, а на людей и отношения с ними.

«Сегодня светит солнце, и, поскольку воскресный день, все домработницы города свободны. Они, почти без исключения, — филиппинки. Сейчас они тысячами сидят на улицах, разворачивают пакеты с принесенной едой, передвигаются с места на место вместе со скользящими по земле тенями высотных домов и развлекаются разговорами. Они показывают друг другу глянцевые журналы, помечают крестиком то, что скоро собираются себе купить, смеются и болтают — и ты вдруг замечаешь, насколько все это анархично, насколько не по-китайски и насколько красиво». («За год до передачи. Гонконг, 1999».)

В «сезон неотпусков» подобные зарисовки не то что пробуждают желание отправиться куда подальше, забыв обо всех местных проблемах. Наоборот, они показывают, что жизнь пульсирует в каждом месте, куда направит свой взгляд наблюдатель.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта