Смотреть, как кролик
Кэндзиро Хайтани. «Взгляд кролика». Издательство «Самокат», 2010 год.
Чтобы читать книги японских авторов, смотреть фильмы японских режиссеров или слушать музыку японских же композиторов, надо выработать привычку ко всему необычному.
Из любого правила, впрочем, есть исключения. Повесть писателя и педагога Кэндзиро Хайтани, написанная в 1974 году, как раз в особой адаптации не нуждается.
В самом начале книги молоденькая учительница Фуми Котани пытается разобраться, почему ее ученик, первоклассник Тэцудзо, совершил несколько жестоких поступков. Учителю приходится заняться расследованием, которое приведет ее на территорию мусоросжигательного завода, где живут Тэцудзо и другие школьники -дети рабочих. Загадку она разгадает, но это только начало истории о том, как Котанисенсэй превратилась из вечно плачущей девочки в настоящего учителя-новатора. А «чудовище» Тецудзо оказался блестящим исследователем.
Поучений и морализаторства в книге «Взгляд кролика» нет совсем. Скорее, она ненавязчиво рассказывает о том, что с годами человек все сильнее обрастает стереотипами, с которыми проще и быстрее идти по жизни. Кэндзиро Хайтани и его герои показывают: порой все же необходимо оглянуться и задуматься над своими действиями.
Так, например, обескураживает даже само начало повести (детской, между прочим): автор сразу показывает нам жестокость первоклашек — раздавленные лягушата, игры с мухами, расцарапанные руки-ноги. Писатель преподносит нам это сразу, чтобы как раз и вызвать у нас рефлекторную реакцию: зачем такое в детской книге? И — переворачивает ситуацию, предлагая не выносить приговор сразу, а вместе с главной героиней хорошенько разобраться, что же все-таки произошло. Детская это жестокость или нелепая случайность? Тот ли жертва, кто кажется ею на первый взгляд, или это вообще простое стечение обстоятельств?
Автор подкидывает нам похожие ситуации и предлагает посмотреть на них по-другому, понять, что все может повернуться. Конечно, некоторые ситуации, рассмотренные в книге, весьма условны. Например, дети порой в ней слишком дружны и хороши, а взрослые же четко делятся на хороших и плохих героев. Впрочем, все это совершенно не мешает книге быть очень человеческой — о людях и для людей. И для детей, в первую очередь. Ведь они-то еще могут не знать, что в жизни не бывает готовых сценариев, что всегда можно пробовать, искать, что человек обладает свободой выбора. Это и есть «взгляд кролика»?
***
фото: