Маленькие умельцы Цветочного города
Кучка ребятишек толпится в холле центра «Авангард». Одни надевают куртки и спешат домой. Другие разуваются и достают сменную обувь… Через пять минут начнется занятие в художественной студии «Радуга» у Татьяны Шиян.
Несколько недель назад Татьяна Петровна стала победителем конкурса «Учитель года» среди педагогов дополнительного образования. Члены жюри высоко оценили ее открытый урок художественной лепки для детей с диагнозом ДЦП. Посчитали эту программу настолько полной и исчерпывающей, что даже не задали ни одного вопроса. А открытый урок посоветовали записать на видео и хотят рекомендовать педагогам как методическое пособие.
— Сложнее всего мне было на конкурсе говорить о себе, — вспоминает Татьяна Петровна, — И я пригласила жюри на выставку работ своих детей. Решила, что лучше их никто и ничто обо мне не расскажет!.. А с поздравлениями мне начали звонить, когда я еще не успела выйти из Дворца искусств «Пионер». Друзья, родные, даже родители тех воспитанников, которые давно выпустились из студии. Нашли меня в социальных сетях — писали там. Это было очень приятно!
… Но конкурсные волнения улеглись, в школах закончился карантин, и впереди обычные будни. Хотя работу Татьяны Шиян в «Радуге» вряд ли можно назвать будничной. Уже сама обстановка в кабинете-мастерской говорит об обратном.
На стенах развешены рисунки детей, в центре — стол с рабочими материалами: кистями, красками, пастелью.
Но сегодня первоклассникам не понадобятся кисти и краски. Они делают открытки в технике квилинга.
— Кто помнит с прошлого занятия, что такое квилинг? Искусство. скручивания бумаги, правильно! Карантин спутал планы, и мы не успели приготовить поздравление для мам к 8 Марта. Но внимание всегда приятно. А маму можно поздравить с любым весенним солнечным днем, как считаете? -интересуется учитель.
Из-за столов раздается нестройный хор соглашающихся квилинг-мастеров с косичками и взъерошенными чубами.
Татьяна Петровна раздает заготовки из цветной бумаги и части открыток, которые успели сделать раньше. Подходит к каждому столу, объясняет, как скрутить непослушную полоску бумаги, обсуждает форму лепестков… Но при этом сама к работам детей практически не прикасается. Потому что одна из ее задач — научить их работать самостоятельно.
— Первоклассники — самый сложный народ, — говорит Татьяна Шиян. — Они только пошли в школу, у них ломается режим дня, представление о жизни вообще. Они еще ждут, что им все подадут. И я должна их научить всему, начиная с того, как правильно организовать свое рабочее место. Иногда приходится объяснять, например, что баночку с водой не надо ставить прямо перед собой. Куда же ты листок положишь?..
Интересно наблюдать за ними, когда мы рисуем портреты кого-то из семьи. Все вдруг начинают звонить родителям. «Мама, а у тебя какого цвета глаза? А волосы? А как нарисовать каштановый?»
Студии «Радуга» — уже 17 лет. Когда-то она была исключительно изобразительной. А сейчас здесь пробуют множество разных техник — и рисуют, и мастерят из бумаги, и лепят из соленого теста. Одно время даже мыловарением занялись! Студия художественной лепки для ребятишек с ДЦП — отдельное направление «Радуги». Татьяна Шиян ведет его семь лет.
— Лепка развивает мелкую моторику, что для детей с ДЦП особенно важно. У них выправляется почерк, они начинают лучше говорить. Это не только мои наблюдения, но и отзывы учителей и родителей. Приходят заниматься ребятишки самые разные. Например, есть у меня одна девочка. На первом занятии не могла даже комочек пластилина раскатать в ладонях. Мне приходилось брать ее руки в свои и так лепить. А сейчас она не просто выполняет работы по шаблону, а обязательно привносит в них свою творческую изюминку, — делится успехами воспитанников моя собеседница.
… Но вернемся к первоклашкам. На последней парте педагог разогревает специальный клеевой пистолет, чтобы помочь собрать бумажные лепестки в диковинные цветы, которые позже украсят открытки. И рассказывает историю, как творчество сближает ребятишек разных национальностей и культур.
— Несколько лет назад ко мне в студию привели девочку и мальчика из Америки, которые совершенно не говорили по-русски. Мама переехала с детьми в Россию по семейным обстоятельствам, ребятишки пошли в тюменскую школу. Несмотря на языковой барьер, на моих занятиях они прекрасно все понимали, общались на переменках с русскими детьми и даже шутили.
— Татьяна Петровна, сейчас существует множество разных техник, разных возможностей для творчества. Как вы относитесь к новинкам? — спрашиваю я.
— Вот квилинг — это новое направление у нас в студии. А еще я недавно заболела валянием из шерсти, — оживленно рассказывает педагог. — Пока только осваиваю азы, смотрю мастер-классы. Купила комплекты иголочек и материала. Вот когда у самой что-то получится, принесу это ребятишкам на занятия. А если мне что-то интересно, то и им, надеюсь, будет интересно!
…Похоже, Татьяна Петровна произнесла ключевые слова — «заболела, загорелась». Одно дело — с детства мечтать стать учителем, как многие. Совсем другое — сохранить мечту и сделать ее реальностью, как это получилось у Татьяны Шиян. И через годы не утратить азарта и детского любопытства к своей работе, ко всему, что тебя окружает.
***
фото: Татьяна Шиян и ее питомцы на том занятии, где мы побывали.;Татьяна Шиян и ее питомцы на том занятии, где мы побывали.;Татьяна Шиян и ее питомцы на том занятии, где мы побывали.;Татьяна Шиян и ее питомцы на том занятии, где мы побывали.